Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 6, 2010

Малосерийные изделия из стекла в СССР 60-х 70-х годов

   Между уникальными изделиями и массовой машинной продукцией в ассортименте данного периода появилась новая «прослойка» - малосерийные изделия, для выпуска которых в конце 60-х годов появились производственные возможности. Само понятие уникальности трансформировалось, стало относительным, ибо то, что вчера было уникальным, сегодня превращалось в серию промышленно выпускаемых изделий.

Возрождение традиций старого гутного стекла на Гусевском хрустальном заводе не случайно. Благоприятные условия для эксперимента позволили художникам обратиться к давним традициям. Декоративная пластика В. Муратова, его скульптура конца 1960-х годов стала вехой не только на пути развития завода, но и всего советского стеклоделия. Его композиции «Владимирские кони», «Нижегородский лев», «Фараонка» оживили фольклорные образы в современной пластической форме.

Фольклорные мотивы зазвучали и в декоративной фигурной посуде В. Корнеева (сосуды «Фома и Ерема», прибор для кваса «Суздаль»), кружках, комплектах, рюмках Е. Рогова, С. Пивоварова. Обогащение пластической формы элементами лепного орнамента, полихромность цвета в одном предмете определяли эмоционально-образный колорит гусевского стекла конца 60-х - начала 70-х годов.

Освоение гутного стекла привело к рождению новых декоративных форм. Принципиально новым по идее произведением стала «Акварель» В. Муратова - стекольный настенный натюрморт. В деревянной раме на невидимых капроновых нитях «держалась» композиция из стеклянных цветов нежных акварельных тонов. Расположение их в разных плоскостях создавало впечатление свободного пространственного размещения. Позднее, в первой половине 70-х годов, тема настенной пластики из стекла привлечет внимание многих художников.

Работа заводских художников над уникальными произведениями стимулировала развитие творческих идей в создании массового ассортимента.

Но и само уникальное декоративное стекло становится все более нужным в быту. Современная индустриализация неизбежно вносит в жилую обстановку черты стандартности и однообразия. В связи с этим возрастает потребность в предметах, способных удовлетворить личные вкусы и духовные потребности различных групп людей.

В посуде декоративных форм в конце 60-х - начале 70-х годов шел своеобразный процесс. Стремясь к усилению элементов декоративности, художники все шире обращались к разработке пластических средств материала. Постепенно свободное пластическое начало вытесняло предметную утилитарную основу изделий. Через освоение декоративных форм посуды складывались новые принципы формообразования в искусстве стекла, постигались цветопластические свойства материала. Цветопластика становится основным художественным средством выразительности. Эти задачи ставят перед собой ведущие художники стекла - Б. Смирнов, С. Бескинская, Г. Антонова, Д. и Л. Шушкановы, В. Шевченко, В. Муратов, А. Остроумов, Л. Юрген и другие.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Перспективные методы украшения поверхности стеклаПроизведения из стекла Б. Смирнова (СССР) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии