Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 6, 2010

Стекло с алмазной гранью в СССР

Со второй половины 50-х годов происходил коренной пересмотр позиций художников по отношению к алмазной грани. На первых порах вполне понятное отрицание устаревших, трафаретных, мещански-претенциозных орнаментальных схем гранения стекла и хрусталя, получивших название «мальцовщины», повлекло за собой отказ от гранения вообще. Идеалом, к которому стремились многие художники, стала завершенная форма гладкого стеклянного изделия, не нуждающегося в добавочных украшениях. Но если по отношению к бытовому стеклу это стремление было своевременным и полезным, то хрусталь оказался существенно обедненным. В гладком, не затронутом резьбой виде он терял неподражаемую игру света, усиливающую декоративные свойства материала.

Следует сказать, что тенденция не коснулась так называемой «плоской грани», используемой в создании самой формы вещи. Безупречные сосуды с плоской гранью создавали в 50-х годах А. Маева в Ленинграде, А. Абрамова на стеклозаводе им. Дзержинского в Белоруссии, Р. Шах во Львове и другие. Но эти произведения ничем принципиально не отличались от хрусталя с плоской гранью, характерного для предшествующих периодов.

Постепенно изменялось понимание задач и возможностей граненого хрусталя. Стало ясным, что недостатки предшествующего времени были заключены не в самом приеме работы, а в однообразии и бессодержательности «мальцовской» орнаментики. Развернулись поиски новых рисунков алмазной грани. Интересной оказалась отделка, которую можно назвать «фактурной». Изделия еще по-старому сплошь покрывались резьбой, но избирался один или несколько простых орнаментальных мотивов, сообщающих поверхностям вещей декоративно-фактурные качества.

В дальнейшем фактурная грань обретает известную образную выразительность. Характерными для этой группы примерами могут служить работы ленинградской художницы Л. Юрген и художника ГХЗ В. Филатова. На вазе Юрген 1960 года рисунок типа крупного «кракле» создает ассоциации со сказочным узором мороза на окне. Филатов создал оригинальные композиции из однородных, легко граненных штрихов в вазе для цветов «Северное сияние» (1960), блюде «Море» (1961), комплекте «Урожай», вазе «Владимирская» (1965). Рисунки алмазной грани в произведениях Филатова конца 60-х годов приобрели характер драгоценного узора - мелкого, искрящегося, ювелирного в своей отточенности и виртуозности выполнения. Таковы декоративные комплекты «Реквием» (1966) и «Мечта» (1968), чаша «Родничок», блюда «Кружево», «Золотые россыпи» и др.

   Художники стали разрабатывать специальные, каждый раз новые рисунки алмазной грани, согласованные с формой данного сосуда или набора. Появилось большое количество новых декоративных композиций, составленных из традиционных мотивов. Так, элементы недавно отвергавшейся «мальцовской» грани послужили Е. Рогову основой при изготовлении интересного блюда «Морское дно». Е. Шувалов предложил несколько свежих моделей граненого стекла и хрусталя, в которых была удачно использована грань, всемирно известная под названием «русские камни».

Яркая творческая индивидуальность художницы М. Грабарь со свойственными ей чертами изысканности и безукоризненного вкуса ярко раскрылась в создании хрустальных изделий малой серии. Классические традиционные элементы алмазной грани обрели свежее дыхание в ее строгих, но лишенных какой-либо сухости формах предметов. В первую очередь это относится к серии штофов - «Подарочные» (1968), «Корона» (1968), «Мой город» (1970). Покрытые сверкающей глубокой гранью, нарядные и торжественные, они воспринимаются как уникальные произведения высокого класса.

Самобытным вкладом советских художников в мировое искусство стекла стала декоративно-изобразительная грань. В исполнении не более трудоемкая, чем другие ее виды, эта грань находит применение в уникальных и малосерийных авторских вещах.

В 1960 году на первой выставке «Советская Россия» экспонировался ансамбль из хрусталя «Танец» (блюдо и ваза) Н. Матушевской. Художница, работая простейшими элементами алмазной грани (прямыми и полуовальными бороздками), обрисовала обобщенные фигуры танцующих девушек. Она умело использовала возможность обработки оборотной стороны, оставив незатронутой лицевую поверхность блюда, благодаря чему смягчилась резкость линий рисунка и вместе с тем сохранилось драгоценное мерцание граненого хрусталя.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Массовое стекло с гравировкой в СССРПерспективные методы украшения поверхности стекла »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии