Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 3, 2010

Массовое стекло с гравировкой в СССР

В ассортименте бытового стекла особое место занимают изделия с гравировкой. По сравнению с классической гравировкой произведения советских художников, как правило, более графичны, декоративно-плоскостны, изображения весьма обобщенно намечены на поверхности сосудов. Однако практика начала 70-х годов показала, что и в скромной орнаментальной гравировке высокий уровень художественной выразительности.

 Массовое стекло с гравировкой в СССР

Массовое стекло с гравировкой всегда отличается от других видов изделий: оно особо тонкое, легкое и нежное по отделке. Здесь все чаще применяются прогрессивные приемы технологии, например обработка многожальным колесом, позволяющая сразу наносить ряд идеальных параллельных порезок. Ею умело пользуются художники стекольного завода «Восстание» (прибор столовой посуды «Многожатка» Ю. Жульева).

В решении гравированного рисунка или узора выделяются две линии, связанные с творческими коллективами Ленинградского завода художественного стекла и Гусь-Хрустального. Это стилевое различие идет от разных задач и традиций, от разного круга вещей и предметов, над которыми трудятся художники: ленинградские - над созданием сувениров и изделий уникального назначения (в основном хрустальных), гусевские - в первую очередь над массовой посудой. Ленинградский почерк гравировки - это линия тематического и сюжетного рисунка, ориентированная на лучшие образцы графики. Плоская графическая трактовка гравюры почти не трогает материал в его глубине, а лишь легко и ажурно покрывает поверхность, оставляя ее чистой и прозрачной.

Гравировка Гусь-Хрустального завода тесно связана со всей предшествующей историей этой техники, начиная с дореволюционных времен.

Основой рисунка на стекле мастеров Гусь-Хрустального был растительный орнамент из трав, листьев, плодов; мотивы русской природы, мещерских лесов, морозных узоров сплетались в причудливые рисунки. Эти традиционные мотивы живут, развиваются и сегодня. Особенно близки и понятны они Е. Рогову - художнику, выросшему на заводе. Уже первые его работы - ваза для фруктов «Ягодка», питьевой прибор (1961) и др. - показали прочтение традиции. Позднее последовала целая серия подобных изделий: блюдо для ягод «Вишенка», рюмки «Лотос» и «Горошек», питьевой прибор «Березка». Эти же мотивы художник использовал и в своих крупных декоративных произведениях, где монументальность самой формы оттеняет лиричность и хрупкую нежность легкого растительного узора, - таковы «Весенние липки» (1963), вазы «Есенинская» (1965), ваза и блюдо «Черемуха» (1966). Из работ других авторов Гусевского завода следует выделить прибор для крюшона «Легкий» (1966) В. Корнеева, чашки «Брусничка» (1967) В. Филатова. В том и другом случае художники прибегают к сочетанию прозрачного гравированного объема с цветными блюдцами-подставками.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Массовое бытовое стекло, заводы (продолжение)Стекло с алмазной гранью в СССР, гранённый хрусталь »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии