Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 3, 2010

Массовое бытовое стекло, заводы

Выставка «Искусство - в быт» (1961), название которой звучало как девиз, была этапной в развитии нашей стекольной и фарфоровой промышленности. Она как бы подвела итог периоду поисков и борьбы за новую красоту материала, сформулировав основные эстетические категории в оценке изделий: простота, целесообразность, технологичность. Бытовое стекло стало обретать чистоту стиля, заявило о себе как о серьезном художественном явлении. Представленные на выставке образцы были рекомендованы для массового производства, что в дальнейшем существенно изменило ассортимент крупнейших стеклозаводов страны. Правда, тиражи новых изделий поначалу были незначительны, но они утверждали новые начала в художественном стеклоделии.

   Массовое бытовое стекло - область с необычайно широким диапазаном художественных и технических решений. Существует обширная сфера различных приемов: покрытие изделия «люстрами», нанесение отводок-полос силикатными красками, распыление краски с помощью ситотрафарета, метод деколи в его наиболее совершенной форме (шелкографии), наконец, живопись на стекле, а также такие традиционные приемы, как алмазная грань и гравировка. Постепенно трудоемкие методы декорирования массовых изделий - травление, гравировка, алмазная грань - уступали место более простым в производстве, появившимся в результате научно-технических достижений и все возрастающей механизации стекольных заводов. В основном это механические и полумеханические способы нанесения рисунка или цвета на поверхность изделий. Специализация на той или другой технологии в значительной мере определяет профиль работы предприятий, особенно небольших. Крупные заводы сохраняют более широкий диапазон технических приемов и ассортимента, однако и здесь можно выделить основные виды изделий массового производства: для Дятьковского завода это прессованные изделия, стекло, покрытое люстрами, для Гусевского - цветное, гладкое, с алмазной гранью, для «Красного Мая» - сульфидное стекло, изделия с деколью, живописью, для фирмы «Радуга» - полутоновое стекло, живопись, выполненная методом ситотрафарета и т. д.

Такая специализация заводов позволила повысить культуру производства, совершенствовать определенную технологию. Например, Иванищевский завод Владимирской области (художники Ю. Колов, Л. Толстова) стал одним из лучших по выпуску гладкой столовой посуды из простого стекла и изделий с гравировкой. Стеклозавод «Восстание» Новгородской области (художники Ю. Жульев, С. Моисеенко) стал известен благодаря освоению декорирования изделий люстрами и применению белой эмали. Заводы им. Свердлова, им. Воровского и Первомайский производят посуду с нацветом.

   Художественная направленность работы небольших заводов очень важна, ибо, взятые вместе, они выпускают на рынок огромный поток массовых изделий и в значительной степени определяют характер находящейся в обращении посуды. Однако на небольших стеклозаводах в это время еще не было постоянных художников-профессионалов. Решение задачи - создать современный ассортимент для этих заводов - взяла на себя группа московских художников Комбината прикладного искусства: Н. Ганф, Е. Жигалкина. О. Кобылинская, Г. Макаренко, С. Рязанова, А. Степанова. Каждая из этих художниц связала свою творческую работу с определенным заводом: Н. Ганф, Е. Жигалкина - с Иванищевским, Г. Макаренко - с молодым предприятием «Красный куст», О. Кобылинская - с заводом им. Воровского. С. Рязанова - с Первомайским. Изучая и используя скромные возможности предприятия в выборе материала и технологии, эти художники создали реальные образцы, пригодные для выпуска на данном производстве. Главное усилие было направлено на поиски новых, совершенных форм изделий, составляющих в гладком материале основную эстетическую ценность предмета.

Трудно найти принципиально новое решение формы рюмки или стакана. Тем не менее формы Н. Ганф и Е. Жигалкиной (они работали совместно) каждый раз отмечены свежестью, новизной пропорций. Таковы их многочисленные комплекты бытовой посуды, ненавязчивые в своей декоративности, чистые по очертаниям и всегда очень функциональные. Ганф и Жигалкиной удачно решены стаканы на невысоком поддоне с цветным рисунком-штампом, выполняемым с помощью шелкографии (выпускаются стеклозаводом «Красный Май»). Формы посуды С. Рязановой, Г. Макаренко, О. Кобылинской также продуманы, просты и в то же время далеки от холодного рационализма, привлекают пластичностью, красотой линий.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Массовая бытовая посуда в СССР, развитие сульфидного стеклаМассовое стекло с гравировкой в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии