Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 3, 2010

Массовая бытовая посуда в СССР

Новые окраски материала в процессе стекловарения

На смену насыщенным окраскам «рубина», «кобальта», «марганца», изделиям со сплошным многослойным накладом пришел одноцветный и все более прозрачный «местный» наклад в виде свободного но очертаниям пятна. Вместе с экономией дорогого окрашенного сырья он принес неповторимость и непринужденность декора на каждом изделии.

В дальнейшем появились «акварельные», «полутоновые» стекла, возможно, не без воздействия опыта зарубежного стеклоделия, знакомство с которым стало возможным на выставках, состоявшихся в Советском Союзе.

Новые окраски материала в процессе стекловарения были довольно быстро освоены советской промышленностью. В 1959-1961 годах Гусевский филиал Государственного института стекла разработал рецептуру изготовления редкоземельных красителей, открывших богатую палитру тонов - золотистого, розово-фиолетового, зеленого и голубого с многочисленными градациями оттенков. Сначала, ввиду большой стоимости редкоземельных красителей, их использовали только для дорогих подарочных изделий. Но с 1963 года, когда производство красителей подешевело, стало возможным применять их и в массовой бытовой посуде.

Первые образцы бытового стекла - это простые по очертаниям и формам, на гладкой тонкой ножке, окрашенные в один цвет предметы. В конце 60-х годов общее тяготение к повышенной декоративности коснулось и бытовой посуды. Основной, ведущий цвет выступил теперь в союзе с другим цветом, выполняющим как бы функцию орнамента, украшения. Декоративный акцент переносится на ножку изделия, приобретающую самые неожиданные очертания - волнистые, шарообразные, скульптурно-утолщенные с шариками-балясинами.

   На выставке работ девяти художников Гусь-Хрустального, состоявшейся в 1967 году в Москве, эта тенденция прослеживается особенно ярко. Так построены рюмки В. Филатова «Катенька», С. Пивоварова «Мещерский цветок», Е. Рогова «Праздничные» и др.

В дальнейшем художники отдельных предприятий стали отдавать предпочтение определенным цветам стекла, что привело к сложению специфики каждого предприятия, приданию национального колорита промышленным изделиям. В Прибалтике характерными для стекольного завода «Тарбеклаас» стали замечательные дымчатые стекла с небольшой шкалой холодных оттенков. Строгость и даже суровость форм, особый колорит и высокая культура производства безошибочно выделяют стекло эстонцев. Художники X. Кырге, И. Вахер, М. Маазикас создают новое стекло в удивительном стилевом единстве со всеми другими видами прикладного искусства республики. Поэтому так органично входит оно в интерьеры прибалтийских кафе, столовых, ресторанов, гостиниц и в частный быт.

Центром производства гладкой бытовой посуды на Украине является стекольная фирма «Радуга», организованная в 1963 году и объединяющая пять стеклозаводов во главе со Львовским. Специфика их изделий определяется прежде всего гаммой «полутоновых» стекол. Массовый выпуск такой посуды начался на Украине в 1962-1963 годах.

Своеобразен и интересен путь развития массовой бытовой посуды на Рижском стеклозаводе, применяющем широкую палитру цветного стекла. Этот завод несколько позднее нашел свой почерк; здесь интересны поиски и находки в области сувенирных изделий (стаканы, кубки), где гладкое стекло очень деликатно украшается надписями, эмблемами, близкими по характеру к современной латвийской промграфике.

Развитие сульфидного стекла

   Лаконичность и условность графического языка органично соединяются с конструктивностью решения объемов. Эта же линия находит продолжение в характере упаковки изделий, сделанной на высоком художественном уровне. Говоря о бытовой посуде, нельзя не сказать особо о сульфидно-цинковом стекле. Совершенно неожиданные, новые декоративные свойства стекла, сваренного с применением сульфидов цинка, были выявлены в лаборатории Ленинградского завода художественного стекла в 1957 году инженером Е. А. Ивановой. В его производстве использована высокая чуткость сульфида цинка к резким изменениям температуры, что и вызывает образование в толще материала микроскопических кристаллов чистого металла - источников эффекта опалового цвета. Для современного индустриального изготовления стеклянных изделий чрезвычайно ценно то, что возникновение в расплавленной массе новых пятен цвета, их конфигурации и размещение на готовом изделии оказываются легко управляемыми посредством несложных приемов и приспособлений. Достаточно прикоснуться, «ранить» горячее отформованное изделие чем-либо холодным, и в толще его стенки появится как бы легкая пленка, повторяющая очертания прикоснувшегося предмета. Очень важно и то, что в массовом тираже каждое изделие всегда отличается от другого нюансами цвета и прозрачности.

Развитие сульфидного стекла пошло по липни усиления декоративной тенденции, что объясняется его безграничными цветовыми возможностями. Первые образцы посуды, созданные на заводе «Красный Май» С. Бескинской, - набор «Домашний» (опаловое стекло, 1960), прибор для молока «Буренка» (совместно с Е. Ивановой); А. Силко - комплекты для салата, рюмки «Колокольчик», приборы «Уют», «Арбуз»; Е. Ивановой - вазы «Лучистая», «Ромашки», «Луговая» с рифленой поверхностью, оживляющей цвет опала, - свидетельствовали о своеобразном художественном явлении, обещавшем обогатить ассортимент бытовых изделий, придать ему новое образное звучание.

Украинская стекольная фирма «Радуга» часть посудного ассортимента выпускает из сульфидно-цинкового стекла с равномерным опаловым налетом по всей поверхности изделий. Декоративную сущность такого стекла глубоко прочувствовала художница Е. Мери, создавшая из него замечательный «Чайный сервиз» (1962). Чуть приглушенное внутреннее мерцание розоватого света оживляет простые формы чашек, блюдец и других частей сервиза, сообщает им чистоту и изящество.

Продолжающиеся на нескольких предприятиях опыты раскрывают все новые естественно-декоративные свойства сульфидных стекол. Почти безгранично расширившие цветовую палитру, они являются самобытным вкладом нашего стеклоделия в мировое искусство стекла.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Советские бестселлеры из стеклаМассовое бытовое стекло, заводы (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии