Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 3, 2010

Прессовальные машины в производстве художественного стекла

   История появления прессовальной машины в производстве художественного стекла говорит о том, что задача эстетического освоения новой техники тогда не стояла. Машину РВМ, вырабатывавшую стеклянную тару, приспособили к производству стаканов простой цилиндрической формы без какой-либо ее художественной обработки. Другая машина прибыла из электровакуумной промышленности, она была рассчитана па изготовление каплевидной формы колб для ламп. Ассортимент прессованного стекла был крайне беден, так как не хватало прессовых форм: 25 заводов страны выпускали чайный стакан и рюмку одной и той же формы. Вся художественная обработка этих изделий осуществлялась дополнительно, вручную, что сводило на нет возможности массового выпуска художественной продукции. В самом образце для машинного производства качества художественной завершенности, он не должен нуждаться в дополнительной ручной обработке. Перед художниками встала важная творческая задача - создать новые, технологичные в автоматизированном производстве, отвечающие новым эстетическим требованиям образцы.

Такая работа была начата на стеклозаводе «Неман», где художники В. Мурахвер и Л. Мягкова с первых своих проб стремились найти специфические художественные средства, присущие технологии прессования. В новых рисунках основным стал геометрический и линейный орнамент, дающий декоративные эффекты, доступные для механически точного воспроизведения. При создании новых форм также были учтены возможности машины. Появились асимметричные треугольные формы салатников, тарелок - приборы «Морские камешки», «Овалы» (1959) В. Мурахвера, «Ажурный» (1959) Л. Мягковой.

Прессованные изделия из хрусталя

   Трудно  утверждать новые художественные принципы в хрустале - материале, откуда пришла в пресс устойчиво-традиционная алмазная грань. Эта задача легла на завод Гусь-Хрустальный, в частности на художников Е. Рогова, а затем В. Корнеева и В. Филатова. Сначала надо было убедить всех на деле, что прессованный хрусталь имеет свою художественную специфику, что имитация под дорогой, «ручной» хрусталь порочна. Так появился десертный набор Рогова «Сеточка», который отвечал всем требованиям производства и сравнительно быстро был освоен к выпуску большими тиражами.

Прессованные изделия из хрусталя-целая большая область искусства массовой посуды. Здесь возникают огромные сложности сугубо производственного порядка. Главная из них - достижение высокого качества изготовления прессформ (чистота поверхности, точность «заложенного» в форму рисунка), именно от этого зависит точность осуществления проектов в массовом тираже.

Большой победой в становлении нового направления явилось признание самостоятельной ценности посуды из гладкого стекла. Здесь надо было преодолеть многое: и привычку смотреть на «гладье» как на полуфабрикат, требующий соответствующего украшения, и причины экономические - низкие цены на гладкую посуду делали ее нерентабельной для производства, затрудняли возможность выполнения планов. Только в начале 60-х годов первые из сотен рекомендованных Художественным советом ВИАЛЕГпрома образцов сошли с конвейера. Массовым поставщиком гладкой посуды (рюмки, фужеры, бокалы, сахарницы и т. д.) стали Гусь-Хрустальный (ГХЗ) и ряд заводов Владимирской области.



Для того чтобы купить комплекты для лифта подвески обращайтесь в это интернет магазин.





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Исследовательская работа по созданию новых видов стекла в послевоенное десятилетиеСоветские бестселлеры из стекла »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии