Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 1, 2010

Исследовательская работа по созданию новых видов стекла в послевоенное десятилетие

   Следует отметить, что в послевоенное десятилетие велась большая исследовательская работа по созданию новых видов стекла и технологических способов их обработки, что явилось одной из предпосылок высокого расцвета искусства стекла в 60-е годы. Здесь следует отметить деятельность кафедры стекла Ленинградского технологического института (профессора В. Варгин и Н. Качалов, технолог А. Даувальтер). Особенно большое внимание уделялось получению рецептов варки цветного и тонированного хрусталя и стекла. В конце 1940-х годов родилось и сульфидно-цинковое стекло - новый промышленный материал, технология изготовления которого была разработана группой инженеров и технологов в лаборатории ЛЗХС4. Если 1950-1958 годы были периодом технического освоения сульфидного стекла, то 60-е годы, когда к нему обратились многие художники, стали временем его художественного осмысления.

В течение первого послевоенного десятилетия на стекольных заводах страны формируются творческие коллективы художников-специалистов, творческие искания которых заложили основу будущих успехов советского художественного стекла.

Важным рубежом в становлении искусства советского художественного стекла стал 1957 год, когда развернулась подготовка к первой в послевоенные годы Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Такое слишком точное хронологическое обозначение может показаться искусственным, однако, действительно, изделия, входившие в Брюссельскую экспозицию, наиболее полно выразили новые тенденции развития советского стекла. Само собой разумеется, что изменения эти произошли не сразу, а в результате сложения необходимых предпосылок в предшествующие годы. Сама жизнь нацеливала на создание удобных и рациональных форм бытовых вещей, и уже имелись творческие силы, способные осуществить эту программу.

Изменение художественной направленности в работе заводов

   Подъем художественного уровня изделий массового потребления во второй половине 50-х годов стал главной задачей. Изменилось и само понятие массовости. Раньше оно отождествлялось лишь с количественными показателями изделий и доступной для потребителя ценой. Развитие нашего общества, повышение культурного уровня и материального благосостояния народа внесли существенные коррективы в это понятие. Художественность стала одним из основных требований при качественной оценке образцов для массового производства. Необходимостью становилось и разнообразие ассортимента. Конечно, осуществление указанных задач было невозможно без высокой культуры производства.

Изменение художественной направленности в работе заводов протекало довольно трудно, так как было сопряжено с ломкой многих производственных, экономических и технологических барьеров. Работу по обновлению массовой продукции возглавил отдел стекла Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности (ВИАЛЕГпром), где начиная с 1957 года проводятся всесоюзные художественные советы по просмотру и утверждению новых образцов, разработанных для внедрения в производство.

Первостепенная задача производства - подъем художественного уровня продукции - в первую очередь распространялась на прессованное стекло, ведь его выпуск составлял около 70% общего объема продукции. В довоенный период и первое послевоенное десятилетие в механизированном производстве увидели только средство количественного увеличения продукции для удовлетворения потребностей населения в массовой дешевой посуде, имитирующей дорогую.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Изделия из стекла в СССРПрессовальные машины в производстве художественного стекла »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии