Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 1, 2010

Изделия из стекла в СССР

Изделия из стекла в СССР  

Уже Всесоюзная выставка художественной промышленности и народных художественных ремесел 1948 года показала эти различия. Круглые, приземистые формы, особый холодный колорит стекла, совершенство владения техникой гравировки определили почерк эстонцев. На обсуждении выставки отмечались произведения народных мастеров Львовской области, выполненные в технике.

Это были первые заявки па самостоятельные направления, о сложении которых можно говорить лишь к концу 1950-х годов.

Вместе с тем на выставке совершенно отсутствовали новые формы изделий из хрусталя с алмазной гранью. Растительный орнамент трансформировался в этот период в пышные аппликативные букеты, натюрморты, выполнявшиеся методом травления. Модной была имитация в стекле других материалов («малахитовое стекло» с характерной для камня резьбой, стекло под мрамор и т. п.). В Ленинграде выпускали бытовую посуду из многослойного, с двойным нацветом стекла и обработкой травлением либо гранением на шайбе. Па Дятьковском хрустальном заводе господствовало молочное стекло с цветочной живописью; на Украине в стекло пришла петриковская роспись. А изобретение и применение метода фотопечати, модного в эти годы, «механизировало» процесс переноса на стеклянный предмет произведений живописи, в основном портретных изображений.

Всеобщим бедствием всех заводов оставалось низкое качество, хотя Гусевский, Дятьковский и другие ведущие заводы имели возможности для выпуска высококачественных изделий: у них было и техническое оборудование и квалифицированные кадры мастеров.

Гусевской хрустальный завод  

Гусевской хрустальный завод

Парадные вазы стекла эпохи классицизма СССР

   Культура обработки бытовой посуды в те годы стояла на низком уровне. На качество ее пагубно влияла не только необходимость постоянного количественного увеличения продукции, но и та недооценка роли изделий широкого потребления, которая укрепилась в сознании как результат деления деятельности заводов на выпуск обычной (сортовой) продукции и выполнение особо ответственных, уникальных заказов, которым уделялось основное внимание. В конце 40-х - начале 50-х годов создается ряд гигантских ваз из стекла-«800 лет Москвы», «30-летие ВЛКСМ» (ГХЗ), вазы «Дружба» (Б. Смирнов, А. Липская), «Салют» (А. Липская), «Ленинградская» (Б.Смирнов) и др. Прообразом всех этих изделий были парадные вазы стекла эпохи классицизма. Огромные чашеобразные формы, поставленные на роскошные хрустальные постаменты, - вот основа их конструкции, замаскированной множеством деталей. Например, юбилейная ваза, изготовленная на Ленинградском заводе в 1949 году, состояла из двухсот шести деталей, а высота ее достигала трех с лишним метров. В декор были введены хрустальные знамена, моллированная скульптура, рубиновые звезды, портреты-гравюры, символы плодородия в виде пшеницы и винограда, хрустальные русты с золотом и т. и. Производство подарочных юбилейных ваз было налажено таким образом, что на заводах имелись заготовки форм в гладком стекле, на которые в связи с тем или иным заказом наносились соответствующие тематические рисунки либо портретные изображения. Художественные достоинства подобных изделий при всей уникальности этой работы были, разумеется, невысокими. Единственная польза от их создания была в совершенствовании профессиональных навыков и разнообразных технических приемов обработки материала.

Изделия из стекла в СССР  



таунхаусы в москве





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ленинградское стекло 1947- 1957 годовИсследовательская работа по созданию новых видов стекла в послевоенное десятилетие »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии