Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Ленинградское стекло 1947- 1957 годов

В послевоенное десятилетие Ленинградский завод, как и вся советская стекольная промышленность, значительно увеличил варку цветных стекол. Распространилась также техника глубокого травления накладного стекла в плавиковой кислоте.

 Ленинградское стекло

   Для накладного стекла главным, как правило, является нижний, прозрачный слой. Плохое качество прозрачного материала было одной из причин того, что ленинградские изделия из накладного стекла отличались значительной декоративной и цветной перегрузкой. Конечно, среди произведений накладного стекла и в это время встречались отдельные вещи, где особенности технологии использовались правильно и предмет, оставаясь зрительно прозрачным, получал от «наклада» лишь ажурное, как бы кружевное убранство. Таков, к примеру, винный прибор Э. Криммера, смело граненный овальными «ямками» или «ложками», превратившими белый и синий наклады в изящную сетку орнамента. Здесь эффекты оптической грани, достигнутые вогнутыми «ложками», усиливают впечатление легкости узора и цветового строя прибора. Но его же ваза «Кремлевская» с вырезным краем наподобие амбразуры крепостной стены и сплошным кирпично-красным, совершенно непрозрачным покрытием, стоит как бы на противоположном полюсе понимания этого приема. В том же духе были исполнены прибор для воды «Семейный» Е. Алексеевой-Батановой и вазы «Лето» и «Рябина» Е. Яновской, где глухой цветной наклад снимался минимально, а прозрачное стекло еле пробивалось сквозь густые переплеты украшения.

Просматривая ленинградское стекло 1947- 1957 годов, можно заметить и увлечение художников работой в духе украинского народного стеклоделия. Почти у всех названных авторов имеются разнообразные бокалы, графины, вазы, стопки и т. п., отмеченные пластичностью свободно выдутого тела с лепленными от руки деталями и декором. Но их выполнение было по силам только мастерам-виртуозам, а отнюдь не каждому стеклодуву. Последнее обстоятельство предрешало уникальность этих произведений.

Судьба художественного стекла

   Среди изделий в эти годы выделяются сосуды в виде животных, птиц, рыб и т. д. Здесь было много непосредственных повторений традиционных форм, например графинов-петушков и стопок-цыплят (работы Э. Криммера, Б. Смирнова, Н. Эйсмонта, Е. Яновской), но ставились задачи и более творческого использования народной традиции. На примере работ Б. Смирнова можно проследить эволюцию фигурного сосуда от анатомически точных зооморфных форм, противоречащих утилитарному назначению вещи (графины «Попугай», «Голубок», «Сова» и др.), к обобщенным, конструированным как полноценный бытовой сосуд, одними лишь изгибами своего профиля живо ассоциирующийся с очертаниями птицы.

Работу художников Ленинградского завода характеризовала широта поисков. Но в те годы эти образцы не могли изменить общего художественного уровня массовой продукции. Не только косность вкусов и экономика производства препятствовали продвижению в быт нового стекла: художники сами еще не всегда ясно представляли себе пути обновления массового ассортимента. Часто образцы были сложны для производства, не до конца осмыслялась их предметная, утилитарная функция. Эти изделия не могли вытеснить всю ту массу продукции, которая в течение десятилетий прочно вросла в производство, приспособившись к его требованиям.

Иначе, чем в РСФСР, складывалась судьба художественного стекла в других республиках, где имелась своя специфика производства. Для Украины наиболее характерным было стекло, для Эстонии - гладкое стекло и стекло с гравировкой, для Белоруссии - тонкостенное прессованное стекло.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Новые формы стеклянной посудыИзделия из стекла в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии