Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Новые формы стеклянной посуды

Новые формы стеклянной посуды  

   К созданию проектов новых форм стеклянной посуды приступили Б. Смирнов, Э. Криммер, К. Даниель-Бек, а также молодые выпускники институтов прикладного искусства - Е. Яновская, Е. Махалова, Ю. Мунтян, Е. Алексеева-Батанова. Примечательно обращение к стеклу ряда скульпторов и живописцев (В. Каилянский, С. Домбровский, Б. Лоринцев, А. Сылова), создавших на ЛЗХС ряд уникальных произведений. На первых порах цех имел характер скорее школы художественно-стекольной технологии, чем лаборатории производства новых моделей для промышленности. Однако процесс овладения материалом проходил довольно быстро, и вскоре стали появляться изделия, выгодно отличавшиеся от рядовой продукции тех лет.

Ленинградская зеркальная фабрика

Через год после возобновления деятельности художественно-экспериментального цеха, в 1949 году, Ленинградская зеркальная фабрика была реорганизована в Завод художественного стекла и сортовой посуды - первое советское предприятие такого профиля. И само название завода и его производственная структура - с отдельными цехами «художественного стекла» и «сортовой посуды» - отразили общее положение, характерное для нашей промышленности того времени. В торговую сеть поступала почти исключительно «сортовая посуда» невысокого художественного качества и в количестве, далеко не удовлетворявшем спрос. Появлявшееся на рынке время от времени привозное стекло и хрусталь способствовали распространению неправильных представлений, будто бы художественная ценность изделия прямо пропорциональна богатству его разделки. Противопоставить этому иные качественные критерии было главной задачей вновь организованного завода. Не подлежит сомнению, что среди новых образцов стеклянной посуды было немало вещей, отвечавших поставленным требованиям и технологическим возможностям наших заводов.

Творческая направленность работы художников Ленинградского завода

   Новые модели почти не осваивались предприятиями, вынужденными выполнять чрезвычайно напряженные планы по массовой сортовой посуде. Поэтому работа художников долго не оказывала ощутимого воздействия на общий художественный уровень сортового стекла. В ноябре 1950 года В. И. Мухина написала профессору Н. Н. Качалову о своих впечатлениях от просмотра поточной продукции всех наших стекольных заводов, в том числе и Ленинградского: «Я вернулась сейчас с выставки стекла в Наркомате легкой промышленности. Ленинградская фабрика мельчает. Нет больше чудесных форм Успенского. Несколько хороших вещей. Терзают сердце повседневной ширпотребной дрянью - рюмочек под Мальцева. Вводимая роспись на белом стекле очень неинтересна, отдает не драгоценным сосудом, а дешевой вазочкой для комодов»

Между тем творческая направленность работы художников Ленинградского завода была довольно многогранной. Н. Эйсмонт и Е. Яновская, продолжая линию Мухиной и Успенского, стремились к образности и монументальности изделий пз стекла. В качестве примера можно указать на большой бокал Эйсмонта с лепной прозрачно-зеленой ножкой, несколько ваз-бокалов и кувшинов Яновской.

Эти же авторы, а также Б. Смирнов, К. Даниель-Бек и некоторые другие занялись поисками форм изделий из хрусталя с алмазной гранью. Завод постепенно улучшал качество хрустальной массы, доводя ее до безупречной прозрачности и красоты колера, что в свою очередь определило переход от сложных форм и густых рисунков грани, маскирующих недостатки материала, к простым и выразительным формам и декору. Лучшим образцом этого круга вещей стал прибор для вина «Крепыш» (1950) Б. Смирнова, органически сочетающий в себе традиционную форму с естественной для хрусталя декоративностью и большим удобством бытового пользования. «Крепыш» принадлежит к немногочисленным моделям, которые были быстро освоены производством и длительное время сохранялись в ассортименте выпускаемых заводом изделий.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Ленинградское стекло 1947- 1957 годов »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии