Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Керамика, интерьеры, мебель СССР, очищение от декоративных излишеств

   Переломный момент в развитии керамики РСФСР наступает во второй половине 50-х годов. Передовые идеи в архитектуре, борьба с украшательством в ней немедленно отразились на керамике. Керамисты оказались в числе застрельщиков нового направления в советском декоративном искусстве. Новое строительство только еще начиналось, а новая керамика существовала. Очищение от декоративных излишеств привело здесь к обнажению формы и конструкции, выявлению свойств керамики как декоративного материала. Выставки второй половины 50-х годов, особенно приуроченные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве и к 40-летию Октября (обе- 1957), впечатляли свежестью экспозиции. Художники вдруг открыли для себя красоту простой глины и поливных глазурей. Самый древний вид искусства стал вдруг молодым.

В 1958 году на выставке декоративно-прикладного искусства в Центральном Доме работников искусств грубая керамика была впервые представлена отдельно, как вид искусства, и имела большой успех. Состоявшаяся в следующем году выставка «Акварель и керамика» свидетельствовала, что керамикой стали увлекаться живописцы и скульпторы - Е. Малеина, М. Асламазян, Т. Гусева, Н. Максимченко, Т. Соколова, А. Траскунов и О. Малышева.

Для тех, кого ныне относят ко второму поколению керамистов, таких, как Л. Орлова, Г. Кретова, М. Фаворская, И. Лясс, В. Орехова, В. Марков, В. Васильковский, Н. Кочнева, В. Ольшевский, или только что окончивших учиться, как Д. Мухина, вторая половина 50-х годов знаменовала их молодость, ощущение общего подъема искусства, широкий размах строительства в Москве, Ленинграде и по всей стране.

Новые принципы организации интерьера

Складывались и новые принципы организации интерьера, появилась новая мебель, жадно требовавшая на свои голые, гладкие полки грубого, «земляного», сверкающего глазурями и эмалями рукотворного материала. Художники-прикладники стремились выразить дух наступившего времени, дух современности. Его видели в целесообразном построении формы, функциональности, удобстве обращения с вещью, экономичности изготовления, рациональном использовании материала. Стали цениться простота и лаконизм формы как выражение внешних черт искомого качества.

Приметы, как его тогда называли, «современного стиля» особенно проступили в работах В. Ольшевского, Н. Селезнева, В. Маркова, Г. Кретовой, Р. Цузмер, К. Петрова-Полярного. В формах кофейного сервиза «Бархатный» (1960) М. Тараев создал декоративный образ утилитарной вещи в согласии со всеми требованиями времени - лаконичный, ясный, четкий по объему. Блюдо Г. Кретовой «Автопортрет» (1959) удивляло непривычной массивностью терракоты, блеском ранее не используемых эмалей, лаконичной обработкой.

Случалось, что ради новой стилистики бытовая керамика утрачивала не только свое утилитарное назначение, но и качества рукотворного материала. Но были » то время и подлинные удачи. Черный кувшин Л. Орловой, созданный в 1958 году, простой, наполненный и напряженный по форме, политый глазурями, широко тиражировался па производстве. В 1960 году появляется ее «Блюдо с бананами». В произведениях Л. Орловой всегда будет чувствоваться надежная народная основа как в формах, устойчивых и плавных по ритму, так и в орнаментальных росписях. А когда она расширит изобразительную тему, обратившись к образу человека, то воспримет по-новому и итальянскую майолику.

Сельский труд и отдых на лоне природы становятся излюбленными мотивами ее декоративных росписей, серьезность в выборе темы и типажа сочетается с глубоко продуманным профессиональным решением декоративной задачи.

   Своими эмоциональными качествами выделялась керамика Малеиной. С конца 50-х годов она начинает активно заниматься керамикой. Связанная по месту рождения со Средней Азией, Е. А. Малеина идет от архаичных форм народной посуды, внося в них восприятие живописца азиатской природы. Она использует охристые, красные, бирюзовые, синие, зеленые цвета, естественную окраску обожженной глины. Зеленым оазисом выглядит ее глазурь, растекшаяся по сухому, как бы выжженному степным солнцем черепку подноса. И от этой вековой давности приема, от самой формы вазы, напоминающей дыню или еще какой-нибудь плод, веет природой, прохладой. Хотя керамические произведения Малеиной носят неизобразительный характер, насыщены они эмоционально не меньше, чем ее живописные натюрморты. Осязаемость форм в малеинских натюрмортах подсказала ей в керамике ту же вылепленность, пластичность, насыщенность цветом. Художница как бы переводит их из мира живописной иллюзии в реальный вещный мир, освещенный солнцем.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Выпуск синтетических тканей в СССР, нетканые материалыБорьба с украшательством в архитектуре СССР и керамика »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии