Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: MilanaK


Опубликовано: Сентябрь 25, 2010

Монументально-декоративные скульптурные решения в СССР

   За лучшие произведения художественного фарфора, текстиля, за изделия народных художественных промыслов, а также за работу по созданию архитектурно-художественных ансамблей их авторы впервые в истории нашего искусства были удостоены Государственных и республиканских премий, а также медалей Академии художеств СССР, премий и дипломов Союза художников СССР и республиканских Союзов. Все это свидетельствует о постоянном внимании советского государства к развитию декоративного искусства и повышению его общественной роли, о всенародном признании достижений художников, работающих в этой области.

Мухина В. И. "Хлеб". Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва  

 Мухина В. И. "Хлеб". Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва

В послевоенный период заметно оживляется теоретическая и критико-искусствоведческая работа в области декоративного искусства. Уже в 50-е годы появляется целый ряд докладов, статей, сборников, альбомов, популярных изданий, монографических исследований, посвященных проблемам его развития. Среди них следует прежде всего назвать доклад народного художника СССР В. И. Мухиной «Монументально-декоративные скульптурные решения в ансамбле городов», прочитанный на конференции по монументально-декоративному и декоративно-прикладному искусству в Академии художеств СССР 22 февраля 1951 года. В нем были поставлены многие назревшие проблемы советского искусства.

Говоря о формообразующей роли монументальных искусств в архитектурных ансамблях и состоянии художественной промышленности, В. И. Мухина подчеркивала стилистическую взаимосвязь и необходимость совокупной разработки проблем, касающихся всех предметных форм искусства.

Осуждая практику конструктивистов за то, что они нанесли «ущерб декоративности нашего искусства», Мухина критикует также ограниченное понимание реалистической формы. Причины этой ограниченности она видит в переносе норм и критериев станковой живописи в область искусств декоративных, а также в узком понимании реалистического метода, при котором не учитываются специфические требования монументальности и декоративности.

Мухина мечтала об искусстве широчайших горизонтов. «И в этом искусстве не последнюю роль сыграет декоративность подачи, не как украшательство, а как фактор прямого, сильного и радостного воздействия». «Быть реалистом как в области монументального, так и декоративного искусства, - говорилось в докладе Мухиной, - это значит проникнуть в законы данного вида искусства и определенного «материала» и решать темы и сюжет, пользуясь именно его специфическими выразительными средствами».

 Вера Мухина за работой - Монументально-декоративные скульптурные решения в СССР

Вера Мухина за работой

 

Для теоретической разработки актуальных проблем декоративного искусства сыграли важную роль доклады и статьи А. Б. Салтыкова. Он был теснейшим образом связан с художественной промышленностью и практикой народных промыслов, глубоко вникал в развитие советского декоративного искусства. Рассматривая важнейшие вопросы теории этого вида искусства, он предлагал чрезвычайно плодотворные, по сей день не устаревшие решения многих проблем.

В 1954 году в журнале «Советская торговля» (№ 9) А. Б. Салтыков опубликовал большую статью «О художественном качестве промышленных товаров», анализирующую положение советской художественной промышленности и пути ее необходимого обновления. Одну из важнейших причин тогдашних ее недостатков он видел в забвении специфических черт декоративного искусства, имеющего не только утилитарные функции, но и оказывающего воздействие па воспитание общественных вкусов. Напомнив слова великого русского зодчего В. И. Баженова о том, что в архитектуре красота должна быть соединена с полезностью, Салтыков подчеркивал, что этот принцип определяет художественное качество и бытовых вещей.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Интерес к декоративному искусствуДекоративное искусство СССР - Цели и средства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии