Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Выпуск синтетических тканей в СССР, нетканые материалы

Достижения химической промышленности в послевоенные годы подготовили переворот в области текстильного производства. В нем все большее место стали занимать ткани из синтетических и искусственных волокон.

На Пленуме ЦК КПСС в мае 1958 года было принято постановление «Об ускоренном развитии химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства». Это решение сыграло важную роль не только в изменении технологии производства, но и в художественном оформлении тканей.

Для новых типов переплетений, новых свойств структуры требовались иные по характеру набивные рисунки. Так, вместе с появлением синтетических тканей (особенно капрона в чистом виде) возникла целая серия оригинальных, легких и мягких в своей живописности узоров, гармонирующих с воздушной, прозрачной фактурой этой материи.

Одной из первых фабрик, освоивших выпуск синтетических тканей, была опытно-показательная фабрика Шелкоткацкого комбината им. Я. М. Свердлова в Москве. Здесь был достигнут творческий контакт технологов, дессинаторов, колористов и художников. Ранее изолированное от производственного процесса творчество художника оказалось теперь органическим звеном в изготовлении ткани.

Вторжение химии в текстильную промышленность буквально преобразило ее лицо. За короткий период синтетические ткани в чистом виде и в сочетаниях с натуральными и искусственными волокнами заняли в общем ассортименте текстиля преобладающее место.

Новые материалы быстро завоевали такое положение благодаря ряду преимуществ по сравнению с натуральными: они более прочны, несминаемы, сохраняют лучше форму и вид, чем природные, им легче придать водоотталкивающие и безусадочные свойства. Еще более перспективными оказались материалы, создаваемые из смеси синтетических, искусственных и природных волокон - шерсть с лавсаном, лавсан с капроном, трикотаж с поролоном и др.

Наконец, с 1958 года возникла целая новая отрасль - нетканые материалы. Громадная экономическая эффективность производства этих материалов, не проходящих через традиционные процессы прядения и ткачества, очевидна. Основу их составляют, как правило, отходы текстильного производства. Для скрепления волокон применяются совершенно новые способы - прошивание, сваривание, склеивание, что позволяет в дальнейшем кроить ткань в любых направлениях. Ассортимент и назначение нетканых материалов чрезвычайно широки - от тканей для одежды до линолеума, искусственной кожи, обивок и т. д. Главной тенденцией художественного оформления нетканых материалов следует назвать простые геометрические узоры.

Ассортимент текстиля расширялся буквально с каждым днем, и поэтому нет возможности проанализировать особенности большинства тканей. Выделим здесь лишь отдельные образцы наиболее характерных для своего времени материалов, разработанных при участии крупнейших мастеров текстильного рисунка.

Одним из самых удачных и интересных по структуре синтетических материалов, открывших целую серию себе подобных, был «Космос» (автор К. Штих, 1963, ЦНИИ шелка). Эффект гофрированности достигнут в ткачестве благодаря сочетанию различных по упругости нитей утка и основы. Ткани типа «Космос» («Маргарита», «Валентина» и др.), мягких тонов, с выразительной объемной структурой, создали моду на легкие летние пальто. На комбинатах им. П. Щербакова и Я. М. Свердлова в Москве освоили целый ряд новых видов тканей, построенных на сочетаниях капрона с лавсаном, с примесями хлопчатобумажной пряжи, ацетатного и вискозного шелка. Немало интересных решений жаккардовых тканей такого типа создали Н. Елецкая, С. Грановский,. Бобкова и другие художники.

К концу 60-х годов на Комбинате им. П. Щербакова появились синтетические материалы типа парчи со сложной, часто рельефной структурой, включающей блестящие нити метапита. Несмотря па кажущуюся узость утилитарного применения такой ткани, она интересна как еще один вид нового ассортимента. Однако украшение этих тканей в духе бархатов эпохи Возрождения или парчи для церковных- облачений кажется мало удачным. Гораздо более приемлемым для современного нарядного ансамбля одежды представляется простой узор горошин или звездочек, который предложил С. Грановский.







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Выпуск синтетических тканей в СССР, нетканые материалы" Фото для "Выпуск синтетических тканей в СССР, нетканые материалы"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Купонные ткани, сувенирные платки СССРКерамика, интерьеры, мебель СССР, очищение от декоративных излишеств »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии