Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Купонные ткани, сувенирные платки СССР

   В середине 50-х годов художники обратили особое внимание на создание купонных тканей. На комбинате «Красная Роза» А. Андреева, Н. Кирсанова и другие вместе с модельерами Н. Голиковой и А. Левашовой разработали образцы купонов. В одних воспроизводились довольно простые цветочные узоры (ряд крупных цветочных форм в чередовании с горизонтальными полосами), в других интерпретировались мотивы традиционных народных орнаментов в виде каймы-полосы и более сложных орнаментальных форм. При этом художники обращались к узорам, характерным не только для народностей нашей страны, но и для других социалистических стран.

Совершенно новой областью работы советских мастеров текстильного рисунка со времени Всемирного фестиваля молодежи стало создание сувенирных платков. Само назначение платка-сувенира заставило работать мысль художников в определенном направлении, искать своеобразное выражение темы. Принципы подхода к ее раскрытию возможны разные: одни предпочитали подавать сюжет завуалировано, и тогда смысл изображенного становится ясным лишь при внимательном «прочтении» композиции. Другие считали, что сувенирный платок должен сразу и откровенно выразить свою тему. К фестивалю художники подготовили платки, в которых средствами орнаментальных узоров воплощались темы мира, единства молодежи разных стран, воссоздавались памятные места Москвы и т. д. На них изображались фигурки людей, в полосы орнамента вписывались слова: «Мир, дружба, братство», эмблемы фестиваля. К концу 50-х годов в сувенирных платках наблюдается усложнение сюжетной композиции и средств художественной выразительности.

Круг сюжетов сувенирных платков

   Архитектурные памятники старины становятся здесь излюбленной темой. Нередко художники используют в композиции платков традиционные приемы других видов декоративно-прикладного искусства: деревянной резьбы, книжной графики, настенных ковров. К числу наиболее характерных платков-сувениров конца 50-х годов принадлежат работы Н. Кирсановой «Москва» и Н. Жовтис «Столица». В последнем художница отталкивается от приемов оформления древнерусских рукописей. В узоре изощренно перемежаются клейма с витиеватым орнаментом заставок и четкие, тонко прорисованные контуры памятников старины и современных зданий; по всем четырем сторонам платка проходит повторяющийся ритм старинных «буквиц», составляющих слово «Москва». Общее впечатление тонкого и суховатого узора книжной графики усиливается в этом платке благодаря сопоставлению черного и белого цветов, оживленных лишь небольшими пятнами красного (в другом варианте - золотистыми) по углам.

В 60-х годах круг сюжетов сувенирных платков расширился, их стали создавать к различным историческим датам, событиям общественной и международной жизни - конгрессам, конкурсам, спортивным праздникам; появились платки - эмблемы предприятий и торговых фирм. Крупнейшими мастерами платков-сувениров становятся Л. Грасс, Г. Чистов, Н. Вахмистрова,. Максимова, Н. Клюшкина. Особенности работ Л. Грасс - образная емкость и эмоциональная выразительность, звучная декоративность цвета. В серии платков, посвященных памятникам русского зодчества («Владимир», «Ярославль», «Ростов»), художнице удалось тонко передать неповторимую красоту древнерусских храмов, найти для каждого из них свой особый образный язык.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССРВыпуск синтетических тканей в СССР, нетканые материалы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии