Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР

   В узоре преобладают плавные округлые контуры вятской игрушки, орнаментально решенные и включенные в общую композиционную канву. Художница покрывает фон идущими в разных направлениях полосами с травкой - характерным элементом вятской росписи. Во всей композиции ритмически чередуются кружки, декоративные пятна, завитушки. В ярмарочно-звучном, насыщенном колорите ткани отражены особенности вятской игрушки. Несмотря на сложность замысла, здесь ни в чем не нарушены законы текстильного рисунка, его орнаментально-декоративная основа.

По своему образному строю и эмоциональному звучанию к «Лубку» близки композиции Н. Кирсановой,. Бобковой и других. В каждом из узоров улавливаются особенности почерка того или иного мастера. В «Колокольцах» и «Вятской игрушке» Н.Кирсановой (1956) менее сложна композиция и проще элементы, составляющие раппорт ткани. Взятые в основу узора «Вятская игрушка» стилизованные фигурки барынь в пышных юбках в общем ритме смотрятся «зашифровано», как цветки колокольчиков, разбросанные попарно на полосатом фоне. Видимо, отталкиваясь от уже найденного образа, Кирсанова создает близкий ему рисунок «Колокольцы», построенный на отвлеченном орнаменте. По своему толкованию этот узор не имел аналогий в советском текстиле, уходя корнями к далекому источнику - народному искусству орнаментации ткани. Для традиционной русской набойки было характерно такое наложение тонкого прорисованного кружевного узора на форму плоскостного, условно решенного цветка. В этой работе нарушаются установившиеся каноны современного растительного орнамента: крупномасштабные колокольцы сочетаются с мелким узорочьем, подчеркивая остроту контуров. Необычен и нов напряженный колорит, где активную роль выполняет черный фон. Подобная трактовка цветочного узора становится вскоре очень распространенной.

Среди изобразительных элементов, используемых в текстиле, нередко встречаются атрибуты экзотической природы (пальмы) и животного мира (жирафы, обезьяны), фрагменты городских и сельских пейзажей. Часто прибегают художники к сложным сочетаниям растительного орнамента с архитектурными формами, условными фигурками людей и животных, народной игрушкой и т. п. В такой замысловатой композиции важно было сохранить ясность общего композиционного строя и приемов. Для тканей этого направления характерна подчеркнутая плоскостная трактовка, выдержанная иногда в манере графической (контурной и штриховой), в других случаях живописным мазком, пятном. Прибегают художники и к сложной технике наложения смещенного контура на пятно. Работая над созданием серии декоративно-праздничных поплинов и репсов, мастера постоянно помнили о том, что они предназначаются для молодежной летней одежды.

Чувством современности отличались работы Н. Абрамовой. В курортной ткани «Парусники» (1958, Первая ситценабивная фабрика, Москва) она применила новый прием, имитирующий в текстиле цветную мозаику: мелкими дробными мазками кисти передана рябь воды, более крупными мягкими цветовыми пятнами выделены парусники, домики, деревья, создающие определенные изобразительные и цветовые акценты. В манере нанесения рисунка явно ощущается влияние живописной техники, но построена композиция в строгом соответствии с законами текстильных узоров.

При создании купонных тканей особо важное значение приобретали масштабы и пропорции рисунка, сочетание тонов, согласованность с силуэтом костюма. Среди первых купонов преобладающими были статичные и довольно простые геометрические орнаменты. Постепенно шло усложнение узора, усиление динамичности форм и живописной выразительности.

   В основу композиционного построения платка «Самарканд» положены элементы древних орнаментов Регистана. Увеличенный до размеров платка, плавно изгибающийся завиток великолепно вписался в композицию, придав ей современное звучание. Контрасты фиолетовых и желтых цветов усиливают специфическую декоративность этого произведения.

3. Максимова развивала в своем творчестве линию традиционных цветочных орнаментов, типичных для павлово-посадских платков. Однако она включила в них и новые сюжеты («Тройка», 1967; «Ладьи», 1967). Эти платки выполнены в ювелирной изящной манере наподобие палехских миниатюр. Талантливы по замыслу и темпераментны узоры ярких, декоративно решенных роз на платках Н. Клюшкиной. В этих узорах как бы воскресают отдельные приемы русских народных мастеров прикладного искусства, расписывавших деревянную игрушку, прялки, посуду.

 



Виза в турцию для россиян нужна россиян виза в турцию.





Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР" Фото для "Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР" Фото для "Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Текстиль в СССР, новые структуры тканей и набивные узорыКупонные ткани, сувенирные платки СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии