Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Текстиль в СССР, новые структуры тканей и набивные узоры

Большими открытиями, оказавшими серьезное влияние на ассортимент и качество отделки набивных тканей, были фотомеханический способ нанесения рисунков и фотофильмпечать. На комбинате «Красная Роза» художник-колорист М. Луговская предложила новый принцип колорирования, позволивший уменьшить число шаблонов и одновременно улучшить цветовые качества материала.

Серьезная разработка всего художественно-технологического комплекса задач в области текстиля изменила не только «лицо» этой огромной отрасли художественной промышленности, но и повлияла на общественные вкусы в целом.

В такой обстановке началась подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве 1957 года. Большие коллективы художников включились в целенаправленную творческую работу по созданию новых тканей для одежды делегации советской молодежи. Проектированием тканей и костюмов занялись ведущие мастера текстильного рисунка совместно с модельерами. В результате возникли новые типы купонных юбочных тканей, воссоздающие особенности орнаментации русских, украинских, молдавских и других народных костюмов. Из них создавались колоколообразные юбки (нередко на чехле) в форме «бочонка», ставшие на несколько лет популярной одеждой молодежи.

Для этого потребовались новые структуры тканей и иного типа набивные узоры. Способностью держать форму обладают упругие и пластичные материалы, для чего нужны были не мягкие штапельные и шелковые ткани, а плотные сатины, поплины, репсы. Особенно широкое распространение получает сатин с тиснением.

Меняется характер набивных узоров. Сюжетные рисунки, появившиеся сначала на детских тканях, распространились теперь на весь набивной текстиль, сделавшись модным направлением.

В период подготовки к фестивалю такое обращение к «тематике» на ткани было явлением закономерным, так как в ней наиболее конкретно и доходчиво воплощались черты национального своеобразия. Понимание «темы» в текстиле коренным образом изменилось по сравнению с 20-ми годами: теперь художники оперировали богатым образно-эмоциональным языком, в их композициях смело и мастерски сочетались элементы геометрического и растительного орнаментов с предметными изображениями, и все это объединялось сложным колоритом.

Круг образов и мотивов орнаментации становится теперь довольно широким: в него вошли и сказочно-фольклорные элементы, и переосмысленные в текстильный узор мотивы различных видов декоративного искусства - керамики, вятской игрушки, чеканки, фаянса и т. д. Причем каждый художник вносил в подобные композиции свою индивидуальную манеру, свое понимание темы. В целом эту группу набивных рисунков объединяет повышенная декоративность и праздничность, сложная разработка различных предметных изображений, собранных в орнаментальные композиции.

К числу классических образцов нового направления принадлежит известная ткань Н. Жовтис «Лубок» (1956). Эта художница всегда стремилась вникнуть во внутренний смысл и художественную сущность народного искусства, выделить те его качества, которые наиболее созвучны сегодняшнему дню. Достаточно беглого взгляда, чтобы по характеру рисунка, композиции, колориту, ритму проникнуться впечатлениями яркой праздничности и декоративности вятской игрушки. Это достигается не только выбором изобразительных мотивов - кукольных фигурок модниц, франтов, барынь, традиционных пятнистых лошадок, но и целым рядом формальных приемов декорировки ткани.







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Текстиль в СССР, новые структуры тканей и набивные узоры"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Текстиль и ткани в СССР в 50-е годыИзобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии