Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Текстиль и ткани в СССР в 50-е годы

   В 50-е годы вместе с изменением принципов оформления текстиля кончилось и господство прежнего цветочного узора. Художники перестали считать главным мотив как таковой (в частности, растительный) и поставили в центр внимания специфические законы орнаментации тканей. Их работы становятся более сложными по композиции, наблюдается постепенный отход от былой элементарности построения цветочных орнаментов.

Текстиль и ткани в СССР в 50-е годы

При анализе тканей 50-х годов заметно преобладание условно-орнаментального начала, когда изобразительный мотив играет подчиненную роль. Излюбленными сюжетами становятся листья, переплетающиеся травы, морозные узоры, волны; в таких тканях подчеркивается одновременно и орнаментальный ритм композиции и сходство с природными формами. Большое значение придается тонкой, но четкой контурной обводке и в то же время мягкости общего колорита, сглаживающей графическую сухость рисунка. Таковы ткани «Мороз» и «Листья» Н. Жовтис, «Листья» И. Кулаковой и многие другие.

Для группы легких натуральных шелковых тканей (шифона, креп-жоржета) такая трактовка набивного рисунка была особенно хороша. Она соответствовала свойствам материала, придавая ему особую нежность и воздушность. От резкости и пестроты колорита предшествующего периода не осталось и следа. Изменения произошли и в расположении набивного рисунка на поверхности материала. Раньше раппорт строился так, что формы рисунка имели нередко направленность в одну сторону. Это создавало большие трудности при раскрое ткани и соединении отдельных кусков в готовом платье. С начала 50-х годов все чаще прибегают к свободному разнонаправленному расположению узоров.

Среди набивных рисунков появляются «сюжетно-тематические». Правда, сначала довольно робко и преимущественно на детских тканях (фланель, ситец). Изображения мелких по масштабу фигурок животных или игрушек на гладком цветном фоне были просты и выглядели как незамысловатый орнамент, приятный для глаза и неназойливый.

В послевоенные годы появилась новая ткань, ставшая вскоре самой модной и распространенной,- штапельное полотно. Первой освоила его под набивку Московская фабрика им. Я. М. Свердлова. Успех штапельного полотна объяснялся не только новизной материала, появившегося среди наскучившего привычного ассортимента. Дело в том, что именно в то время наметилось изменение силуэта костюма от угловатых и «колючих» форм военизированного типа к мягким, облегающим фигуру и подчеркивающим ее естественные линии. Структура штапельного полотна соответствовала новому силуэту.

Художники фабрики им. Я. М. Свердлова сделали немало открытий в разработке особых, предназначенных именно для этой новой ткани рисунков. Простые сочетания цветных полос разной ширины, легкие геометрические узоры пластично выявляли специфику материала. Однако при массовом увлечении модной тканью стало не хватать существующего набора рисунков, и круг мотивов начал безгранично расширяться. Изменения произошли и в назначении штапельных тканей: если прежде они использовались для повседневного платья, пижам, сорочек, то теперь из этого материала начали шить выходную одежду, были выпущены первые партии декоративных тканей.

Судьба штапеля весьма характерна для истории послевоенного текстиля. Когда стали появляться один за другим новые виды тканей, художники механически переносили на них все модные узоры, не считаясь со спецификой данного материала.

Стерлась разница в оформлении не только близких по фактуре и свойствам тканей, таких, как ситец, сатин, крепдешины, маррокен, но и между большими группами хлопчатобумажных и шелковых материалов. Лишь на отдельных фабриках страны продолжали придирчиво относиться к соответствию набивного рисунка свойствам и особенностям фактуры ткани (например, в Латвии, на фабрике «Ригас Аудумс»).

К середине 50-х годов произошли существенные изменения в тенденциях моды, пальма первенства постепенно переходит от группы натуральных шелков к хлопчатобумажным тканям. Одновременно появился особый интерес к ценности и свойствам самого материала. Принцип целесообразности проявился в разумном отношении к его назначению. Вполне естественным стало шить повседневную одежду из хлопка, а нарядную - из шелка. В стране вступило в строй много новых фабрик и комбинатов, выпускавших недорогие хлопчатобумажные и штапельные ткани.

Новое понимание ценности ткани было связано с изменениями в общественных вкусах. Привычные представления о красоте, как синониме пышной декоративности, держались довольно долго, и лишь к середине 50-х годов стали изживаться. К этому моменту поднялся общий культурный и профессиональный уровень мастеров текстильного рисунка. Началось углубленное изучение законов оформления разных видов материалов: построения раппортов, колорирования, взаимодействия структуры с набивным рисунком и т. д. Особое значение приобретало знание технологии производства, умение художника учесть в эскизе будущую жизнь рисунка из ткани определенной фактуры.

В понятие красоты ткани входит теперь и выразительность ее структуры.

 

По теме:

Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, батик, платки-сувениры
Текстиль для мебели и занавесов в СССР, ткани в общественных зданиях
Монументально-декоративный текстиль в СССР
Советский текстильный рисунок 60-х 70-х годов 20 века
Изобразительные сюжеты в текстильной продукции СССР
Текстиль в СССР, новые структуры тканей и набивные узоры
Текстиль Художественный облик набивных тканей

 







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Текстиль и ткани в СССР в 50-е годы" Фото для "Текстиль и ткани в СССР в 50-е годы"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Материалы тканей СССРТекстиль в СССР, новые структуры тканей и набивные узоры »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии