Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Материалы тканей СССР

   Принципы нанесения узоров существовали для шелковых тканей. Крепдешин, из-за своей сравнительной дороговизны вошли в разряд малосерийных тканей, которые по бытовавшим в то время представлениям и оформлять следовало «богаче», чем простенькие сатины и ситцы. В этом заключалось своеобразное «решение» проблемы массового и уникального в области художественного текстиля тех лет.

В шелковых тканях господствующей стала близкая к натуре трактовка растительных мотивов. Нередко художники прямо переносили свои зарисовки на ткань, сохраняя светотеневую разработку и все нюансы формы и цвета избранного мотива живой природы. Еще больше рисунок отрывался от гладкого фона из-за принятого в то время резкого контура и недостатка общей цветовой согласованности.

Натуралистические тенденции в оформлении текстиля мешали творческому росту мастеров, игнорируя специфику этого вида декоративного искусства. Студийные этюды с натуры, то есть предварительный этап творческой работы, теперь превращался в ее основу. Нарушалась естественность процесса создания текстильного узора, заключавшаяся в умении переосмыслить впечатления от реальных природных форм, что требовало полета фантазии и мастерства в создании композиции. В те годы нередко многие художники стремились к «реализму в текстиле», понимаемому как достоверность деталей: на тканях, например, хотели видеть не цветочки вообще, а конкретные ромашки, васильки, маки со всеми их отличительными особенностями, как в ботаническом атласе.

В своих лучших композициях талантливые мастера текстиля преодолевали узость такого подхода. Так, например, в работах московских художников А. Забелиной, Л. Сапфировой, Н. Кирсановой видно стремление достичь живописной и декоративной свободы композиции, придать ей орнаментальное изящество, проработать формы основных растительных элементов не изолированно, а в связи с общим замыслом и ритмом узора.

   На простых геометрических сопоставлениях строится композиция ткани Л. Сапфировой «Кружево» (1948, Комбинат им. Я.М.Свердлова). Мелкие плоскостные формы белых цветов включены как повторяющийся элемент в легкий и тонкий, действительно напоминающий кружево, узор гирлянд, который и в колорите решался на двух цветах: синем (фон) и белом (рисунок).

Коллективу художников комбината «Красная Роза» лучше, чем другим предприятиям, удавалось сохранять специфику текстильного рисунка как в композиции, так и в колорите. Подбор различных колористических вариантов к одному рисунку ставился в непосредственную зависимость от индивидуальной манеры художника. В творчестве ведущих мастеров уже тогда ясно выступали свои характерные черты: тяга к броской декоративности у С. Заславской, к сдержанной графично-сти у Н. Жовтис, стремление к законченности форм и цельности композиции у Н. Кирсановой.

Немало удачных решений цветочных орнаментов на ситце, майе, маркизете можно встретить у художников Трехгорной мануфактуры. Небольшие раппорты рисунков, декоративная обобщенность форм, необходимая для хлопчатобумажных материалов, сочность и выразительность цвета характеризуют работы М. Хвостенко, Е. Шаповаловой, Е. Шумяцкой и других.

В подавляющем господстве цветочных мотивов в текстиле второй половины 40-х годов сказалась некоторая узость понимания задач оформления тканей. Если в первые послевоенные годы с этим приходилось мириться из-за многочисленных трудностей, связанных с восстановлением разрушенного войной хозяйства, то к концу 40-х годов возникла настоятельная потребность изменить и расширить круг текстильных орнаментов.

 

по теме:

Текстиль для мебели и занавесов в СССР, ткани в общественных зданиях
Геометризованный орнамент ткани середины 60-х годов
Купонные ткани, сувенирные платки СССР






Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Материалы тканей СССР" Фото для "Материалы тканей СССР" Фото для "Материалы тканей СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественная промышленность СССРТекстиль и ткани в СССР в 50-е годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии