Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 13, 2010

Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)

На первых порах к этому делу были привлечены в качестве консультантов народные мастера-ювелиры, а сами изделия выполнялись молодыми специалистами, прибывшими в Казахстан из разных районов страны.

Попытки создания национальной художественной керамики настойчиво делаются на керамической фабрике в Алма-Ате. Так как керамику в своем традиционном быту казахи не знали, для придания сосудам «казахского характера» в ангобной росписи используются орнаменты кожаных, деревянных сосудов и тускиизов - декоративных текстильных панно с тамбурной вышивкой и аппликацией. В 70-е годы творческие интересы керамистов Казахстана обратились к археологическим материалам древности. Однако по своим художественным качествам казахская керамика пока остается довольно посредственной.

Производство тускиизов организуется в 1969 году на экспериментальной фабрике в Алма-Ате. Во главе этого дела встала талантливая казахская мастерица старшего поколения С. Азербаева. Будучи наследницей целого поколения мастеров народного казахского декоративного искусства, она отлично владеет весьма своеобразной техникой выполнения тускиизов и орнаментальным их языком. Азербаева ориентирует свои изделия па современный городской быт и интерьер, делая на основе традиционных тускиизов прикроватные коврики, дорожки, дамские сумки, пояса, головные уборы.

Однако все эти начинания не затрагивали основной массы художественных ремесел Казахстана, главным из которых, как известно, является изготовление войлочных ковров с инкрустированными узорами. Традиционные войлочные сырмаки отличаются большой монументальностью и гармонией орнаментальных членений; художественный эффект часто достигается колористическим своеобразием, разыгранным на одном и том же, многократно повторенном на плоскости ковра орнаментальном мотиве.

Искусством владеют многие мастерицы Джамбульской, Кзыл-Ордынской, Семипалатинской областей. Это замечательное искусство очень самобытно и современно, но, в сущности, до последнего времени оно было еще мало известно за пределами Казахстана.

В 70-е годы вопросами изучения и возрождения традиционного народного искусства казахов начала заниматься специальная научно-исследовательская организация - НИИ Казгипромест-пром. В 1976 году создано производственное объединение «Казхудожпром», при котором организована художественно-экспериментальная лаборатория.

Поскольку юрта по климатическим условиям и хозяйственным потребностям сохраняет и теперь свое значение в быту казахов, то продолжают жить и основные виды народного искусства, связанные с традиционным оформлением юрты. Отношение к художественным традициям менялось. Если старшее поколение хорошо владеет ими, то среднее уже утратило эту преемственность. Но молодежь снова проявляет интерес к искусству своих предков и охотно овладевает навыками мастерства. Теперь вновь часто можно видеть и текеметы - войлочные ковры валяной техники. При их больших размерах валяют такой узорный войлок сразу несколько человек, для чего приглашаются в помощь соседи. Орнамент текеметов крупнее и проще, не имеет такой контрастности и четкости, как в сырмаке, но при живописной мягкости этих ковров монументальности в них не меньше. Очень красивы гладкие шерстяные ковры «алаша», состоящие из многих узорных полос сдержанных цветовых сочетаний, серо-коричневых с черным, желтым, зеленым. Их геометрические узоры, состоящие из меандра и треугольников хранят в себе отзвуки древней символики, характерные роговидные орнаменты говорят о пожелании изобилия, благополучия кочевникам-скотоводам.

Традиционное искусство казахов

   В меньшей степени, чем кошмоваляние, в Казахстане развито ковроделие. Ворсовые ковры малой плотности нередко несут в себе следы влияния других народов. Так, в частности, в Чимкентской, Кзыл-Ордынской областях выполняются ворсовые ковры с розами, изображениями зверей и птиц, что говорит о сознательном отходе от традиций. Наряду с этим ткутся традиционные длинные ленты- «баскуры», сочетающие темный ворсовый растительный узор с гладким фоном. Они применяются для укрепления и украшения наружных войлоков юрты.

Традиционное искусство казахов очень едино по своему стилю. Колпаки «кииз» (мужские головные уборы) имеют те же основные мотивы аппликаций, что на сырмаках (рогообразные мотивы). Деревянные резные ложки для кумыса - сходный округлый срез и узорные ручки, иногда с металлическими накладками и инкрустацией костью. Подобные же мотивы несет в себе плоскорельефная резьба на посудных ящичках-шкафчиках. Искусно обрабатывают казахи кожу, создавая нарядные футляры для пиал, конскую сбрую, седла с металлическими чеканными накладками. И, конечно, женские украшения из серебра, которые и теперь в довольно большом количестве выполняют народные ювелиры «зергеры» в разных районах Казахстана.

Подобно некоторым другим народам, в Казахской ССР пытаются применить хохломскую технику обработки дерева: изготавливают расписную посуду для кумыса, пиалы и т. д. с национальным орнаментом. Однако техника хохломской обработки дерева не выглядит здесь органичной, и новые изделия несут в себе черты эклектики.

Охарактеризовать сколько-нибудь полно жизнь художественных промыслов всех наших республик в послевоенный период - задача непосильная для такого сводного издания, как это.

 







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)" Фото для "Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)" Фото для "Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)" Фото для "Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)" Фото для "Художественные промыслы в СССР, Казахстан (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, Киргизия, КазахстанХудожественные промыслы народов СССР, заключение »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии