Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 13, 2010

Художественные промыслы в СССР, Туркмении

Народные художественные промыслы Туркмении до середины 60-х годов были представлены только традиционными ворсовыми коврами, большинство которых изготавливается на экспорт.

Ковры высокой плотности, отработанные веками в своих колористических решениях и орнаментальном строе - текинские, пенди и др. Остальные характерные виды народного искусства продолжали сохраняться в семейном быту. В Туркмении издавна существует традиция оформления вышивкой предметов женской и мужской одежды: халатов, панталон, тюбетеек. Из остатков цветной ковровой пряжи туркменки вяжут красочные шерстяные носки-джурабки.

Со второй половины 60-х годов все чаще индивидуально работающие мастера выполняют свои изделия для продажи в художественных салонах по заказам Художественного фонда.

В 1967-1968 годах наряду с дальнейшим развитием ворсового ковроделия организуется с помощью мастеров-надомников производство кошм, национальной одежды и обуви. Войлочные ковры, небольшого размера, с мелким геометрическим узором по всему центральному полю, выделяются среди подобных изделий других народов Средней Азии и Казахстана своей камерностью и смягченным колоритом. Поверхность их как бы припорошена белой дымкой, и малиновый, желтый, коричневый цвета воспринимаются сквозь нее. В противоположность войлочным коврикам Грузии в работах туркменских мастеров чувствуется более высокий профессионализм рисунка, композиции, цветовых сочетаний.

В Туркмении возрождается также изготовление узорных народных тканей «кетени» (шелковых и шерстяных), которые чаще всего бывают глубокого красного, коричневого и зеленого тона со светлыми полосами по краям. К изготовлению «кетени» были привлечены мастера-надомники Бахарденского района.

Все более активно входит в быт керамика Купя-Ургенча, Ташауза, Ашхабада, чего нельзя сказать о почти совсем заглохших видах художественной обработки дерева: изготовлении ложек, чашек, скамеечек, шкафов и сундучков с резьбой и росписью. Прекрасное ювелирное искусство туркмен также оживляется с большим трудом. Лишь к середине 70-х годов на выставках появились туркменские нарядные украшения из серебра с позолотой, с сердоликами, кораллами, которые но традиции участвуют в свадебном обряде: головные, височные, нагрудные, браслеты и т. п. В основном их выполняют по заказам односельчан 69.

В 60-е годы в большинстве районов Киргизии продолжали сохраняться традиции художественных ремесел, которыми занимались главным образом работники животноводческих колхозов юго-западной части Киргизии, примыкающей к Узбекистану, - Баткана, Кызыл-Кия, Оша. Здесь было распространено изготовление войлоков, паласных и ворсовых ковров, узорного ручного ткачества и национальной киргизской вышивки. В центральной части Киргизии - Кочкоре, Нарыне, Ат-Баши - наряду с изготовлением войлочных «ширдаков» жители издавна занимались кожевенным и ювелирным промыслами.

В конце 60-х годов в Киргизии было создано объединение народных художественных промыслов «Кыял», в котором приступили к работе двести мастеров - большей частью надомников - резчиков по дереву и кости, чеканщиков по металлу, мастеров обработки кожи.

За десять лет работы объединения объем его и виды изготовляемых художественных изделий значительно расширились. В 1979 году «Кыял» имел уже 1500 мастеров; организован ряд филиалов и участков в разных районах республики.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, ТаджикистанХудожественные промыслы в СССР, Киргизия, Казахстан »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии