Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР, Таджикистан

Продолжает развиваться резьба по ганчу, причем ею занимаются целые бригады молодых мастеров под руководством опытных резчиков. Резьба по ганчу - один из видов народного искусства, который продолжает вызывать устойчивый интерес у архитекторов. Ею постоянно украшают интерьеры Дворцов культуры, театров, крупных магазинов. Здесь продолжает жить и развиваться сложный национальный орнамент.

В Таджикистане в 1966 году было организовано предприятие «Армугон» по изготовлению национальных сувениров, в том числе керамической скульптуры малых форм (преимущественно анималистической) и женских металлических украшений. Но то и другое оставалось весьма далеким от традиционных изделий народного ремесла. Тогда же было проведено республиканское совещание народных мастеров. В нем приняли участие знаменитые таджикские керамисты Бободжан Мавлянов из Канибадама, усто Сайд Расулов из Каратага, Сахибов Сафарбай из Исфары, вышивальщица Нурраллиева и многие другие. На выставке, сопровождавшей это совещание, наряду с работами названных мастеров фигурировали файзабадская и даштиджумская керамика, сохранившая до наших дней архаические лепные формы, исполненные без гончарного круга, с росписью красным ангобом. Были там и прекрасные золотошвейные, гладьевые и тамбурные вышивки, резное и расписное дерево, украшающее ряд интерьеров в Ленинабаде и других городах республики.

Успехи таджикского народного искусства, его жизнеспособность и яркая декоративность выявились также на выставке 1967 года в Москве.

На рубеже 70-х годов десятки вышивальщиц, ткачих, ювелиров, резчиков по дереву из отдаленных горных селений Таджикистана продолжали трудиться индивидуально, а их замечательное искусство оставалось мало кому известным. Но затем было проведено немало мероприятий, способствующих выявлению мастеров и вовлечению их в творческую работу. Многие мастера работают в объединении «Деляром».

Таджикское народное искусство очень близко узбекскому по разновидностям ручных изделий: ковровые многоцветные тюбетейки, золотошвейные тюбетейки и камзолы, нарядные многокрасочные сюзани, замечательные абровые ткани, разнообразная керамика, сочетающая синюю, зеленую, коричневую роспись преимущественно по белому фону, лепные глиняные игрушки, женские ювелирные украшения. Но, конечно, каждый из этих видов искусства отличается самобытными чертами, иным строем орнамента, колористической гармонии. В таджикской керамике больше узкогорлых и усложненных по формам сосудов на высоких ножках. Красивы блюда («ляганы»), пиалы на ножке («шокосы») опытного мастера Б. Мавлянова из Канибадама; рукомойники и сосуды для кислого молока («кошкулок») У. Мелиева, с росписью, сочетающей разводы, сетку и растительные мотивы по белому фону синим, зеленым и коричневым цветом. Большие блюда с мелкой синей росписью по голубому фону, сосуды для воды с узким высоким горлом («афтоба»), пиалы, блюда с темно-синей поливой созданы мастером С. Сахибовым из Исфары.

Современные глиняные игрушки часто имеют устрашающий облик. Особенно популярны и постоянно встречавшиеся на выставках 70-х годов фигурки старого мастера Гафура Халилова и его сына Гадобоя Гафурова из кишлака Бафой близ Ура-Тюбе. Среди них наряду с осликами, козлами, конями небольших размеров много зубастых и клювастых драконов, иногда в сложном сочетании из нескольких фигур с ярко-пятнистой раскраской. Эти последние - работы сына, с детства владеющего гончарным мастерством, но затем на длительное время оставившего его. Сохраняя связь с народной традицией в своих лепных фигурках, Г. Гафуров в большей мере проявляет в них свободную фантазию.

   Лепная посуда женского промысла, издавна существующего в высокогорных районах республики (кишлак Гамбулак и др.), сохраняет свои архаичные формы. Каждый из этих шаровидных кувшинов удивительно эмоционален в своей пластике. Мощным формам сосудов прекрасно отвечает простая роспись из широких полос, завитков, цветков, пятен, которые органично объединены с формой. Естественного цвета темно-красный ангоб хорошо лежит на светлой глине. Этот промысел очень небольшой, и его трудно сохранить в современных условиях, однако его жизнь сегодня - значительное, можно сказать, реликтовое явление народного искусства.

Вышитые изделия в большом количестве изготовляют предприятия местной промышленности в Душанбе (строчевышивальная фабрика) и в Ленинабаде (фабрика «Надомный труд»). Среди мастеров текстильных изделий выделяется Ш. Саидов из Ура-Тюбе, который создает традиционную ручную набойку по тонкой хлопчатобумажной ткани, применяя натуральные растительные красители. Его панно разных размеров с характерным геометризованным растительным узором строги и нарядны, сочетая всего два-три цвета.

Ряд мастеров-ювелиров создают украшения из серебра с кораллами, с филигранью: перстни, ожерелья, серьги в Душанбе, Кулябе, Ленинабаде, Ура-Тюбе и в других центрах.

Возрождается сложная техника росписи по рельефу типа ганча. В таких архитектурных панно растительный узор, как и в керамике, сочетается с плетенкой. Отдельные мастера создают тонкие резные рельефные панно из дерева.

 







Скрыть комментарии (1)

Nora - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Художественные промыслы в СССР, Таджикистан"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, Узбекистан (продолжение)Художественные промыслы в СССР, Туркмении »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии