Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР, Узбекистан (продолжение)

Большим спросом пользуются вышитые тюбетейки фабрики художественных изделий в городе Чует: женские («бодомча») и мужские («ироки»); в других городах изготовляются тюбетейки, вышитые крестом, с ковровым заполнением поверхности.

Из национального текстиля заслуженной популярностью пользуются шелковые ткани хан-атлас, которые выпускают шелкоткацкая фабрика в городе Байсун, швейно-художественная фабрика в Маргелане и другие предприятия. Возрождена резьба и роспись по дереву. Ее выполняют мастера Экспериментально-творческого комбината прикладного искусства в Ташкенте и в Коканде. Делают национальную мебель: многогранные столики, ширмы, наборные ажурные экраны, решетки на окна, табуреты и т. п. Более строго выглядит плоскорельефная геометрическая резьба с разнообразными сложными плетенками, ведущими свою историю еще от средних веков: столешницы, боковые стенки столиков и т. д. Пышный растительный узор по цветному фону предварительно наносят на специальный грунт акварелью и затем покрывают лаком.

Успешно работают мастера-ювелиры, создавая своеобразные накосные украшения из серебра с бисером, свадебные нагрудные украшения из бисера, серьги, браслеты и другие виды изделий.

Наиболее разнообразной по пластике и видам орнаментации остается керамика Узбекистана. В 70-е годы была возрождена знаменитая бирюзовая керамика с ишкоровой поливой. Ее выполняют мастера в Риштане, Коканде, Хорезмской и Наманганской областях. Чаще всего делают, как и прежде, блюда для плова («ляганы») и фруктов, пиалы, кувшины для вина. Продолжает работать ряд прославленных мастеров гончарного дела: X. Саттимов, М. Рахимов, М. Турапов - в Наманганской области; Р. Матчанов - в городе Ханки Хорезмской области; И. Камилов в Риштане и другие.

В Самаркандской области мастер М. Аблакулов создает красивые восточные кувшины с коричневой глазурью и контурным процарапанным рисунком. В Ташкенте керамика более европеизированного типа, хотя сервизы выполняются с пиалами, а не с чашками. В ангобной росписи хорошо сочетаются белый, черный и терракотовый цвета; посуда более тонкая, предметы небольшие (А. А. Каюмов).

В Шахрисабзе, напротив, - толстостенные и крупные блюда с росписью в виде больших кругов, коричневых с желтым и зеленым. Встречается и совсем неглазурованная посуда, в Наманганской области например.

Своеобразная разновидность керамики - глиняные игрушки - тоже получила заметное развитие в Узбекистане. Ряд мастеров среднего возраста и молодых работают в Самарканде, в Бухарской области. Одна из старейших мастериц игрушек - Хамро Рахимова. Ее ослики, всадники, бараны, собаки с характерными длинными шеями и с красно-синей пятнистой росписью удивительно выразительны в своей условной, но в то же время и очень живой, крепкой пластике; каждая фигурка - запоминающийся индивидуальный образ.

В Самарканде - совсем другие типы скульптуры. X. Джуракулов лепит небольшие анималистические фигурки и покрывает их глазурью. Группа более молодых мастеров (А. Мухтаров, X. Хакбердыев и другие) свои терракотовые фигурки баранов, драконов, всадников тщательно прорабатывают, тонко моделируют, украшают налепным рельефным и вдавленным орнаментом. Это - более новое направление керамической скульптуры, тоже по-своему интересное и перспективное. Возобновилась художественная обработка металла. Ташкентский мастер А. Усманов выполняет сложные медночеканные подносы и кумганы. Мастер из Коканда Умаров делает национальные ножи, его земляки М. Мамедов и X. Сабиров - посуду.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, УзбекистанХудожественные промыслы в СССР, Таджикистан »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии