Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР, Узбекистан

В Узбекистане, где большая часть населения живет в труднодоступных районах, в отдаленных поселках-кишлаках, народные художественные ремесла и промыслы, связанные с традиционными обычаями и верованиями, продолжали существовать и развиваться. Национальный узбекский праздник «той» был официально восстановлен в 60-е годы, как и многие другие национальные обычаи, в проведении которых отражаются своеобразные стороны богатой духовной жизни народа. Проведение «тоя», как и в старину, требовало специальной обстановки, особых приготовлений. На «той» нельзя было пойти, не обзаведясь специальной посудой, не подготовив специальную одежду. Эти праздничные, красочно оформленные предметы одежды и утвари изготовляются мастерами народного декоративного искусства.

В конце 60-х годов в связи с привлечением к работе надомников принимает более широкий характер производство национальной узбекской вышивки.

Традиционная ручная гладьевая вышивка «бельджин» использует мелкий геометризованный растительный орнамент, выполняемый в четыре цвета (красный, зеленый, синий и желтый) и «агабаскур» - орнамент, обычно применяемый в отделке нагрудной части женских платьев. Кроме того, в Узбекистане распространены оригинальный петельный шов «бевиз», вышивка прямым крестом «ираки» и другие разновидности национального декоративного текстиля, применяющегося в современной народной одежде.

В конце 60-х годов Узбекское управление художественных промыслов приступило к организации надомных предприятий по изготовлению медночеканных изделий - кумганов, женских украшений, вплетаемых в косы и т. п.

Поиск мастеров в Узбекистане показал, что в Кашкадарьинском районе почти все женщины племен сорои и кушчи владеют искусством ковроткачества. Они ткут высоковорсовые ковры «джуль-хурси» («Шкура медведя», плотностью 50-60 тысяч узлов на квадратный метр) из натуральной шерсти собственного прядения, окрашенной растительными и земляными красителями. Эти ковры отличаются монументальным строем, основанным на сочетании мощных ромбовидных и зубчатых фигур. Кроме ворсовых ковров кашка-дарьинское ковроткачество характеризуется изготовлением паласов: небольших насундучных ковриков «нафюрамаг», паласов «араби» с редко расставленными зубчатыми ромбами, хурджумов с горизонтальными полосами, волнообразными и меандровыми мотивами и, наконец, паласов с узкими горизонтальными полосами («тирма»).

Искусство это чрезвычайно популярно в народной среде; ковры занимают в быту и в жизни местного населения важнейшее место. Обычно их заказывают для дома мужчины, вычерчивая на земле одну из традиционных, хорошо знакомых исполнительнице композиций. Мужчины же продают ковры на базарах или обменивают их на произведения соседних мастериц.

Богатое поле деятельности открылось и для развития узбекской народной керамики. Кроме широко известных риштанской и хивинской керамики большой интерес представляют темно-фиолетовые и темно-зеленые каттакурганские изделия со светлым ангобным рисунком.

По-иному развивалось в эти годы творчество таких мастеров, как М. Рахимов. Этот потомственный узбекский керамист стал профессиональным художником и в 50-60-х годах много работал над модернизацией национальной узбекской посуды, стремясь приблизить ее к формам европейских сервизов для кофе, наборам для вина и т. п. К традициям народного искусства он уже обращается не как народный мастер- «изнутри», а, так сказать, «извне». Такая эволюция отражает одно из направлений общего процесса, происходящего в современном искусстве промыслов и ремесел.

Семидесятые годы знаменуют большой подъем искусства художественных промыслов всех Среднеазиатских республик, и Узбекистана в том числе. Особенно разнообразны сегодня узбекские вышивка и керамика, возрождающие многие утраченные особенности изделий каждого района.

Наряду с традиционными «сюзани» Самаркандской и Сурхандарьинской областей, квадратными панно «чайшаб паляк» с тамбурной вышивкой растительным орнаментом появились свободно исполненные панно с изображением фигур животных, которые прежде никогда не изображались ввиду запрета исламом. При этом как бы смыкаются профессиональное владение традиционными приемами и самодеятельное понимание повой композиции. Новая тенденция привлекает своей непосредственностью, искренностью, по-своему убеждает (Ш. Халидова из Сурхандарьинской области).







Скрыть комментарии (1)

Nora - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Художественные промыслы в СССР, Узбекистан"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, АрменияХудожественные промыслы в СССР, Узбекистан (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии