Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР (прод.), Закавказье СССР, Азербайджан

   «Азерхалча» на своих предприятиях, расположенных в различных районах республики, использует труд более трех тысяч ковровщиц, большая часть которых работает на дому. Во второй половине 60-х годов, в особенности в связи с работой на экспорт, объединение перешло к использованию только естественных, преимущественно растительных красителей: корки граната, корня марены, дающих разнообразные по нюансам, глубокие и мягкие красные тона; шелухи лука, листьев ивы и ореха - для желтых, зеленых и коричневых цветов. В связи с этим палитра азербайджанских ковров и ковровых изделий становится мягче, разнообразнее, приближаясь к традиционным народным расцветкам. Ковры выпускаются теперь в более широком ассортименте, и качество их несравненно выше, чем в первые послевоенные годы.

Помимо традиционных ковров в конце 60-х годов в Азербайджане оживляется народное гончарство. Из глин Зыховского и Геокчайского месторождений изготовляются различные сосуды декоративного характера с использованием национальных форм и орнаментов.

В 70-е годы в Кировабаде работает гончар Е. Есаян, который выполняет неглазурованные кувшины, маслобойки, формы для набойки и другие национальные предметы. В городе Шеки гончар Г.Д. Мамедов тоже делает посуду национальных форм. Но керамика не относится к числу наиболее интересных и развитых видов промыслов и ремесел Азербайджана. Более разнообразны предметы ручного ткачества из шерсти. И сейчас здесь бытуют полосатые, с ковровым узором предметы быта: хурджины, сумки для рукоделий, тканые с вышивкой, вышитые панно с преобладанием тамбурной техники. Теперь меньше вышивают шелком, преобладает мулине по хлопчатобумажной ткани.

Из текстильных видов народного искусства возрождение получила набойка по шелковым тканям- платки (келагай), тонкие по цветовым сочетаниям, с характерными мотивами «буты» (турецкий огурец), розеток и другими. Платки выполняются техникой батика, причем мастера этого искусства - мужчины (в г. Шемаха, например, работает прекрасный мастер А. Аскеров).

В числе женских текстильных промыслов - ручное вязание шерстяных носков-джурабов, которые искусно выполняют мастерицы всех Закавказских республик для собственного употребления, частично и для продажи.

В Азербайджане, как и во всех республиках Закавказья и Средней Азии, возродилось ювелирное дело. Мастера в Баку создают главным образом женские украшения: серебряные браслеты, колье, кольца с позолотой, филигранью, зернью. Они отличаются тонкостью, легкими формами. Сохраняются традиционные национальные виды украшений, но наряду с этим появились и современные формы, отвечающие интернациональной моде.

Массовое производство так называемых художественных изделий сильно засорено антихудожественными сувенирами, в которых особенно неприятна претенциозность, склонность к пышности, блеску дешевых материалов, перегруженности орнаментом. Выпускаются они большей частью предприятиями местной промышленности под видом изделий национальных промыслов. Много еще потребуется труда, привлечения к этой работе умных, заинтересованных руководителей и художников, чтобы повысить культуру производства в художественных промыслах.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР, Молдавия (продолжение), чернолощеная посуда, тканые, вышитые, плетеные, резные из дереваХудожественные промыслы в СССР, Грузия »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии