Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР, Молдавия (продолжение), чернолощеная посуда,  тканые, вышитые, плетеные, резные из дерева

Собственно народное гончарство занимает пока очень небольшое место - это работы нескольких мастеров, владеющих техникой исполнения чернолощеной посуды, в частности А. Г. Токаревского из села Пружаны Брестской области. Его изделия - кувшины, «тыквы» для масла, крынки, бочонки, горшки- «двойнята» простых пластических форм с несложным лощеным орнаментом из полос и елочек. Что касается керамики Ивепецкой фабрики, фабрики в городе Мозырь, художественно-производственного комбината в Минске, то их продукция (скульптурные сосуды «Зубр», «Лев» и т. д.) исполняется художниками, стремящимися приблизиться к народным гончарным традициям, но пока не вполне удачно. Чувствуется некоторая нарочитость, надуманность пластического решения. Может быть, в дальнейшем художники найдут пути более тесного контакта с гончарами и более вдумчивого отношения к наследию, что поможет им создавать подлинно художественную майолику на основе народных традиций.

Пока в организованных предприятиях местной промышленности мастера имеют мало возможности создавать творческие работы; они, по существу, превращены в фабричных рабочих. Мастер-художник далеко не везде становится центральной фигурой на производстве. Зачастую он лишь исполняет тиражи по чужим образцам. Это - одно из серьезных противоречий в развитии народных художественных промыслов на современном этапе.

В художественных промыслах Молдавии по-прежнему главное место занимают ковры и ковровые изделия гладкой техники Оргеевской и Кишиневской фабрик. Колорит ковров по сравнению с началом 60-х годов делается мягче, гармоничнее, по расцветкам приближаясь к традиционным народным образцам, но орнаментальные композиции стали более разнообразны и нарядны. Преобладает сильно геометризованный растительный орнамент наряду с чисто геометрическим.

Незаполненным остается довольно много фона, узор же преобладает несколько истонченный, в виде куста или свободно разбросанных некрупных элементов декора. В самом конце 60-х годов в Молдавии организовалась фирма «Мештер-Фаур» - объединение народных мастеров-надомников, изготовлявших сувениры: тканые, вышитые, плетеные, резные из дерева, а также выполненные из кожи с тиснением.

В Молдавии больше, чем в других республиках, традиционное народное искусство индивидуальных мастеров смыкается с самодеятельным творчеством. Это проявляется не только в сельской архитектурной резьбе по известняку, узорной резьбе из жести (над колодцами), изделиях из дерева, но даже в вышивке (полотенца с вышивкой крестом и с вязанными крючком кружевными концами), в плетении из лозы. Керамика же с ангобной росписью и цветными глазурями отличается высоким художественным качеством как на предприятиях местной промышленности, так и у отдельных мастеров. О.Фрунзе из Каменского района делает чернолощеную посуду, А. Мазур - черную и глазурованную посуду разных форм: кувшины, миски, подсвечники и т. д.

Народный костюм выполняется в разных вариантах - для ансамблей, выставок и для современного быта. В нем сохраняются традиции ручного узорного ткачества типа плахтовых тканей и вышивки: в одних случаях - белой глади с мережками, в других - цветной, с преобладанием красных и черных узоров по белому фону.

Если в масштабах страны молдавские художественные промыслы не особенно заметны (1700 надомников), то в масштабах республики активизация народного художественного творчества весьма ощутима.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР (продолжение), ткачество, национальные куклы, художественно-производственные комбинаты, керамикаХудожественные промыслы в СССР (прод.), Закавказье СССР, Азербайджан »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии