Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Художественные промыслы в СССР (прод.), опошнянские мастера, керамика, гончарство, посуда, резьба по дереву

Сохраняется прославленное крупноузорное кролевецкое переборное ткачество. Непреходящую художественную ценность украинского народного искусства представляют современные косовские «лижники» - длинноворсовые шерстяные ковры. Они часто выполняются из некрашеной натуральной козьей шерсти: белые с черным или серым простым узором, иногда - яркие, из нескольких широких разноцветных полос. Такой «лижник» на тахте или на полу становится основным эмоциональным центром любого интерьера.

Гончарство Украины, хотя сравнительно и невелико по объему (3,5% в продукции современных промыслов), но довольно разнообразно по видам. Опошня на Полтавщине по-прежнему сохраняет значение одного из основных центров. Здесь сосуществуют искусство исполнения скульптурных диковинных сосудов в виде фигур баранов, козлов, львов и т. д. (с рельефной поверхностью и цветными поливами), производство гончарной посуды, украшенной многоцветной ангобной росписью в виде пышных декоративных цветов, птиц, винограда и т. д., и не менее популярное искусство лепных игрушек - свистулек и целых комплектов декоративных фигурок, составляющих веселые и забавные жанровые группы: «Свадьба», «Ярмарка» и т. п. К сожалению, уходит из практики мастеров такой замечательный вид традиционной росписи посуды, как фляидровка, сравнительно несложной, но очень разнообразной и красивой.

Наиболее известные опошнянские мастера скульптурной керамики - А. Билык, В. Омельяненко, игрушечники А. Селюченко, А. Билык-Пошивайло и другие - успешно передают свой опыт молодежи. Но все же керамика Опошни становится слишком изощренной, перегруженной узором, усложненной в пластике.

Продолжает выполняться косовская расписная гончарная посуда и декоративные плитки с характерным желто-коричнево-зеленым колоритом росписи на белом фоне. Ее выпускает производственно-художественное объединение «Гуцулыцина», где интересно работают керамисты А. В. Аронец, А. И. Белянская, Н. И. Скоренений, Е. Вербиевская и другие.

Все же нельзя не заметить, что за последнее время косовская керамика стала однообразнее по формам и несколько суше, «холоднее» по росписи, если сравнивать ее с изделиями 30-х и даже 50-х годов.

Художественную керамику выпускает Васильковский завод, где уже длительное время работают художники В. С. и Н. Е. Проторьевы. Их посуда довольно тяжелых, массивных пропорций, с блестящей поливой и крупномасштабными цветочными композициями ангобной росписи представляет собой как бы «городской» вариант изделий Опошни. Работы киевского скульптора-керамиста Д. Головко, очень популярные в 60-х - в начале 70-х годов, близки по тематике опошнянским скульптурным сосудам, но в декоративном отношении еще сложнее, крупнее и внешне динамичнее в своей пластике. В одних случаях они ближе к живой натуре, в других доходят до гротеска в утрировке образа, но всегда поражают виртуозным исполнительским мастерством и броской декоративностью индивидуальных характеристик.

Процесс взаимовлияний народного и профессионального искусства на примере керамики выявляется с полной очевидностью. Если художники В. и Н. Проторьевы, Д. Головко вплотную приближаются к народным традициям, то такие мастера, как Е. Железняк, который длительное время работал в контакте с художниками Центральной экспериментальной лаборатории керамики в Киеве, пришел от народной игрушки к созданию совершенно индивидуальных произведений малой пластики

В ряде мест керамика индивидуально работающих гончаров сохраняет ощущение свежести и непосредственности народного творчества. Таковы разнообразные, но простые миски, «глечики», горшки для сметаны со свободно «брошенным» на поверхность узором, исполненные еще в 60-х годах известным мастером В. Масюком в селе Дыбинцы под Киевом.

Так яге простодушны и по-своему изящны миски, украшенные фляндровкой, мастера Е. И. Мищенко из села Бубновка Винницкой области, исполненные уже в 70-е годы. Самобытны лепные глиняные свистульки мастера Н. Я. Пищенко из города Игни Черниговской области.

Однако былое разнообразие керамики, производство которой существовало прежде почти в каждом селе, не возрождено и в десятой части, несмотря на то, что сделано в этом направлении немало. Точно так же вышивальных приемов применяется всего десять-пятнадцать из сотни и более известных в наследии традиционной украинской вышивки. Так что поле деятельности мастеров по возрождению народных традиций остается по существу безграничным.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР (продолжение), выставки, ручное ковроделие и узорное ткачество, тканиХудожественные промыслы в СССР (прод.), резьба по дереву, гутное стекло »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии