Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 12, 2010

Народные промыслы в СССР (продолж.) гжель, майолика, керамика

За период 60-70-х годов творческий коллектив тувинских резчиков вырос. В нем увлеченно работает наряду с опытными мастерами (такими, как Хертек Тойбу-Хаа, Б. С. Байынды) молодежь и даже женщины: замечательная резчица Раиса Ажиковна Аракчаа вместе с несколькими мастерами удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Основное количество изделий художественных промыслов выполняют коллективы мастеров и художников предприятий и объединений местной промышленности. Так, в РСФСР только производством керамики занимается более сорока предприятий. В их числе - производственное объединение «Гжель», прославившееся в наши дни своим бело-синим фарфором.

Характерны декоративные бытовые предметы гжельских художников - вазы, подсвечники, коробочки, конфетницы ит. п., украшенные скульптурой и подглазурной кистевой росписью кобальтом, а также декоративная скульптура и небольшие сувенирные фигурки. Гжельский фарфор не только охотно приобретают музеи и коллекционеры-любители, им интересуются и архитекторы, включая его в оформление общественных зданий как национальную художественную ценность.

В 1978 году за развитие традиций гжельской керамики четыре художника - Л. П. Азарова, Н. И. Бессарабова, Т. С. Дунашова,. В. Окулова - удостоены Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

По-своему нарядна и забавна майолика мастеров г. Скопина Рязанской области со сложными скульптурными формами декоративных сосудов, глазурованных цветными потечными поливами и украшенных рельефным и контррельефным орнаментом.

Временно сократилась, но сохранила свои классические формы и ангобную роспись гончарная посуда мастериц селения Балхар в Дагестане.

Спрос на керамику и задачи освоения местного сырья побуждают организовывать новые керамические предприятия, к которым, например, относится Богашевский экспериментальный завод художественной керамики Томской области. Посуда здесь выполняется из местных белых пористых глин, украшается росписью солями с применением люстра. В работе над формами художники обращаются к традициям русского народного гончарства.

Больших успехов достигли мастера ростовской финифти. Они возобновили традицию миниатюрной эмалевой живописи, которая одно время была совершенно утрачена и заменена упрощенной декоративной скорописью. Тонкое ювелирное искусство ростовских эмальеров развивается молодыми художниками, их с 1960-х годов готовит специальное отделение Федоскинской школы миниатюрной живописи.

Проведенный во всех союзных, автономных республиках, краях и областях СССР поиск мастеров выявил огромные творческие резервы возрождения и развития художественных ремесел, которые либо не находили себе применения, либо были просто забыты.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Глиняная скульптура малых форм в CCCР, РСФСРХудожественные промыслы в СССР (продолжение), выставки, ручное ковроделие и узорное ткачество, ткани »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии