Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Дымковская народная игрушка, филимоновская глиняная игрушка

   Работы - это не вариации талантливого художника на темы дымковской народной игрушки, но сама эта игрушка, какой мы ее знаем сегодня. При этом Е. Косс-Деньшина предстает в своих работах художником постоянно ищущим и находящим всякий раз характерные, неповторимые образы, орнаментальные мотивы и расцветки. Но все это остается в рамках традиции, свойственной дымковской народной игрушке.

Такой новый аспект в пределах традиционного решения представляет многофигурпая композиция «Свистунья» (1966), куда входит несколько самостоятельных групп и отдельных фигурок, изображающих в совокупности ярмарку с балаганом, Петрушкой, каруселью, продавцами кваса, сластей, игрушек, гуляющими жителями Вятки и ребятишками, увлеченными зрелищем. «Свистунья» Косс-Деньшиной одновременно и сказка и увлекательный рассказ о наблюдениях действительности. Каждый из персонажей наделен чертами, типичными для дымковской игрушки, но в то же время перед нами качественно новое, более индивидуализированное отношение к образу.

Произведения Е. Косс-Деньшиной привлекают своей истинно народной подлинностью. Правда, некоторая преувеличенность размеров и перегруженность игрушек многоцветным орнаментом, характерная для изделий дымковского промысла в начале послевоенного времени, сказалась и на ряде ее работ. Лучших результатов в пластике и в росписи художница достигла, создавая фигурки и группы небольшого размера. Крупные же «барыни», «кони», «олени» оказываются менее пластически выразительными и грубоватыми по цвету.

Теперь в художественных мастерских дымковской игрушки работает уже несколько поколений мастериц, воспитанных старейшими игрушечницами: из старшего поколения -. В. Пенкина, работы которой отличаются наивной веселостью, фольклорной непосредственностью; фигурки Е.. Кошкиной особенно динамичны по силуэтам, энергичны по расцветкам.

К среднему поколению принадлежит А. В. Кузьминых, склонная к изящным колористическим решениям, с преобладающими спокойными, нежными тонами; она любит создавать образы сказочных героев. Работы Е. А. Смирновой пластически очень лаконичны и монументальны, в росписи звучны, но не многоцветны. Эта мастерица особенно любит изображать животных. У. И. Казаковой преобладают игрушки небольшого размера, часто групповые, с яркой, звонкой расцветкой, дополненной блеском сусального золота. Дымковские мастерицы В. М. Племянникова, Л. С. Фалалеева и другие много работают над новыми жанровыми сюжетами и образами. В целом искусство дымковской игрушки остается активным, искренним, жизнерадостным, полнокровным 56.

Во второй половине 60-х годов возрождается и получает признание архаичная по формам и менее разнообразная по сюжетам филимоновская глиняная игрушка Тульской области, очень декоративная и самобытная. При поддержке Художественного фонда и Дома народного творчества здесь интересно работают несколько мастериц: А. Г. и А. И. Карповы, А. Ф. Масленникова и другие. Их фигурки коней, всадников, птичниц, баранов, петухов сохраняют строгую традиционную пластику и условную темперную роспись красными и зелеными полосами по желтому фону.

С конца 60-х и в течение 70-х годов большую активность проявляют мастера каргопольской глиняной игрушки Архангельской области. До самого конца жизни (1977) творчески работала У. И. Бабкина. Свой характер ярко выражен в фигурках и группах С. Е. Дружинина, А. П. Шевелева, К. П. Шевелевой. С увлечением передают мастера основы своего любимого дела школьникам.

Свистульки Курской области

Второе рождение переживает орловская глиняная игрушка-свистулька. Она не менее колоритна, чем популярные дымковская, тульская и каргопольская. В творчестве лучших мастеров орловской игрушки из села Плешково Ливенского района Орловской области (А. Иванилова и другие) сохраняются художественные традиции этого старинного ремесла. Их изделия - жизнерадостные выразительные куклы, фигурки всадников на конях, бараны, собаки, петушки и т. п.- хранят следы живого прикосновения пальцев мастера, благодаря чему усиливается ощущение пластичности и упругости материала. Готовые игрушки тонируются очень сдержанно: на их поверхность в отдельных местах наносятся более яркие штрихи краски приемами свободного кистевого мазка. Такая тонировка и раскраска орловских игрушек способствует выявлению цельности и красоты их пластической формы и силуэта.

Позднее других центров возобновилась глиняная игрушка в селе Абашево Пензенской области, где теперь создает свои ярко расцвеченные, с золотом или серебром, анималистические и женские фигурки-свистульки мастер Т. Н. Зоткин. На промысле заняты еще несколько мастеров, но их игрушки пока еще не так выразительны и популярны.

Характерны свистульки Курской области - неглазурованные, с яркими малиновыми и зелеными пятнами (О. И. Дериглазова). В Городецком районе Горьковской области очень популярны кони, птицы, глазурованные и с росписью, похожей на хохломские травки и ягодки.

 







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 22, 2014

Фото для "Дымковская народная игрушка, филимоновская глиняная игрушка"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Миниатюрная скульптура, косторезный промысел в СССРГлиняная скульптура малых форм в CCCР, РСФСР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии