Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Художественные изделия 60-х годов в СССР (продожение)

Положительный опыт Прибалтики распространяется и в других республиках. В конце 60-х годов в Архангельской области была организована фирма «Беломорские узоры», которая занялась возрождением росписей по бересте и лыку, каргопольской глиняной игрушки, а также привлекла к работе мастеров по художественной обработке меха в районах Крайнего Севера, населенных ненцами-оленеводами. Здесь стали изготовляться унты и тапочки из оленьего меха и камуса с отделкой меховой мозаикой и аппликацией, куклы-сувениры на токарной основе, одетые в национальную ненецкую одежду из кусочков меха и цветного сукна.

Сувенирный ларёк в СССР  

Во второй половине 60-х годов появляются художественные изделия из оленьего меха и камуса с вышивкой бисером и с меховой мозаикой в характере народного искусства эвенков, эвенов, якутов, коми, в Красноярске, на Таймыре, в Салехарде, в Петропавловске-на-Камчатке, в Магадане, на Сахалине и в ряде других северных районов. В течение 70-х годов это искусство развивается более активно.

В Архангельской и Вологодской областях возрождается надомное производство берестяных и лубяных изделий, в Кировской области (объединение «Умелец») - плетение из бересты, лыка, лозы и луба; народное узорное ткачество (тканье поясов и полотенец) сохраняется в Коми АССР. Восстанавливается узорное народное ткачество в Брянской области и многие другие, почти заглохшие очаги народных художественных ремесел. В районах и областях с развитыми художественными промыслами, например в Горьковской области, мастера-одиночки, работающие в колхозах, в свободное время вытачивают так называемое «белье» под хохломскую роспись, вырезают ложки, изготовляют традиционную горьковскую щепную игрушку. С конца 60-х годов получает подъем и широкое признание промысел токарной расписной игрушки в селах Полхов-Майдан и Крутец Горьковской области. Расписанные яркими анилиновыми красками круглые коробки, разъемные «грибы» для штопки, деревянные яйца, птички с яйцевидным туловищем и круглой головкой, кони с возком на подставке изготовлялись мастерами Полхова-Майдана еще в 20-30-е годы. В их творчестве сегодня сохранилась коллективная основа и живая связь с давними традициями русской народной резьбы и росписи по дереву.

В хохломском промысле во второй половине 60-х годов появляется немало новых видов изделий: подносы и блюда, хозяйственные и туалетные комплекты, ложки для ухи с длинными ручками, ложки для варенья, наборы посуды для компота, для завтрака и т. д. В лучших из них плодотворно развиваются традиции народной деревянной посуды, хотя в некоторых вещах ощущается влияние керамических изделий. Кроме того, создаются новые по формам и пропорциям предметы детской мебели и игрушки большого размера для детских садов.

Изменяется характер росписи, которая становится более крупной. В основе ее лежат простые по форме мотивы (цветы, травка, листья), восходящие к народным образцам XIX века. Однако роспись при этом нередко теряет былую эмоциональность, ритмичность.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Предприятия художественных изделий в Латвийской ССРУзорное народное ткачество, хохлома в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии