Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Предприятия художественных изделий в Латвийской ССР

   С течением времени наблюдается как бы «расслоение» скульптурной резьбы на разные направления. Одни мастера, сохраняя высокий профессионализм резьбы, создают образы фольклорного характера с чертами наивной непосредственной характеристики. «Дети» и «Сеятель» И. В. Ужкур-ниса лишены внешней красивости, но крепко, убедительно построены, несмотря на нарушение реальных пропорций. Другие мастера привержены к традициям готической скульптуры, как, например, В. Улявичюс в цикле из четырех фигур «Времена года», «Эгле и Жильвинас» и т. д.

Г. А. Юренас очень любит изображать чертей (изображение злого духа, по старым поверьям, должно уничтожить его силу). С. А. Кинчюс склонен к миниатюрной заглаженной резьбе, в чем-то равняясь на скульптуру профессиональных художников. Это говорит об отсутствии какой-то одной школы мастерства и разнообразии индивидуальных поисков.

Наряду со скульптурной резьбой выполняются бытовые и декоративные предметы с ажурным и рельефным орнаментом: прялки (А. А. Гедвинас, Д. И. Гедиминскас), вешалки для полотенец (М. А. Сиревичюс, С. А. Синкевичюс).

В 1967 году в Литовской ССР выпуском декоративных художественных изделий занималось семнадцать предприятий, в том числе янтарем, деревом и ткачеством - предприятие «Утяна» в Вильнюсе, «Тульпе» - в Паневежисе, «Мини» - близ Клайпеды. Керамические изделия выпускаются на заводе «Еся» в Каунасе. Вскоре же было организовано объединение «Дована» по производству национальных художественных изделий с привлечением труда надомников.

Характерна для литовского народного искусства гончарная глазурованная посуда с многоцветной ангобной росписью по светло-коричневому фону (мастера Шяуляйского района).

   Преобладают растительные и мягких очертаний геометрические мотивы, звучная, но спокойная гамма цветов - зеленого, белого, желтого, коричневого. Просты и устойчивы формы кувшинов, сдвоенных горшков-«двойников», наборов для салата, для пива и т. д. Нередко роспись ангобами дополнена процарапанным контурным рисунком. Забавны симпатичные глиняные фигурки-свистульки в виде коня, птицы и т. п. Кроме керамики шяуляйских мастеров возобновилось изготовление черной гончарной посуды и свистулек в разных районах и в самом Вильнюсе.

Замечательно и разнообразно литовское ручное ткачество, среди видов которого выделяется суровое льняное и полульняное мелкоузорное переборное: скатерти, полотенца, салфетки, покрывала мастериц из Паневежиса, Шяуляя, Каунаса и других районов. Наряду с красивыми утилитарными ткаными изделиями женщины выполняют сложные многоцветные ленты, проявляя поистине виртуозное художественное мастерство (А. Ф. Диджгалвене, П. И. Дамиенайтене и другие).

Орнаментальное народное творчество литовских мастериц раскрывается и в узорном ажурном вязании круглых скатертей и салфеток из льняных и хлопчатобумажных ниток. Иногда оно достигает очень большой тонкости ажура и красивых сочетаний его с более плотными рельефными участками. Его выполняют в Каунасе, Вильнюсе, Шяуляе, Пакрусском районе и др. Иной вид текстильных декоративных изделий - настенные панно и занавеси, плетенные из сурового шпагата (техника макраме). Подчас их витые плетенки чем-то перекликаются с формами кованого металла, который также получил развитие в современном народном искусстве Литвы.

   Возобновилось плетение из лозы подносов, корзинок, ваз, блюд и т. д.; производство декоративных панно с ажурными мотивами вырезанных из цветной бумаги птиц, сказочных растений, цветов, скупых, но изысканных цветовых сочетаний: черного с зеленым, коричневого с серым, синим, красным и т. д.

Индивидуально работающие народные мастера всех жанров и художники-любители объединены в Общество народного искусства, которое основано в 1966 году. К концу 70-х годов в него входит уже более пяти тысяч мастеров. Одновременно в объединении «Дована» (системы местной промышленности) работает свыше четырех тысяч надомников. В целом в республике уделяется большое внимание развитию творчества мастеров в каждой этнографической зоне, созданию современных художественных изделий с сохранением местных декоративных особенностей. Ежегодно проводятся дни ремесел, много стационарных и передвижных выставок. Все это приближает широкие массы населения к народному искусству.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Латвийское искусство, народный промысел, ткачество в 20 векеХудожественные изделия 60-х годов в СССР (продожение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии