Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Мастера народных промыслов в республиках СССР (продолжение)

   Специальные консультанты, хорошо знающие традиции эстонской художественной культуры, отбирали среди работ народных мастеров изделия только самого высокого художествепиого достоинства. Ставка с самого начала делалась не на количество, а на оригинальность, самобытность и безупречность технического исполнения вещи. Но и при этом условии количественная сторона неуклонно растет: если при организации объединения «Уку» было привлечено к работе четыреста мастеров, то к 1970 году их число возросло до четырех тысяч, а к 1979 году - до восьми тысяч.

Большое значение имело и то, что во главе творческой работы объединения «Уку» стала талантливая художница и неутомимый организатор X. Сирель. Усилиями подобных энтузиастов было поднято и получило широкий размах эстонское национальное вязание и вышивка на островах Муху и Сааремаа; мастера западной Эстонии и западных островов специализировались на изготовлении сувениров: миниатюрных деревянных мельниц, пряничных досок, служащих декоративным целям, деревянных ларцов и коробок с резьбой, ушатов, деревянных пивных кружек, корзинок из лозы, плетеных изделий из бересты и т. п.

В районах Тарту и Таллинна было возрождено кузнечное производство подсвечников и сувениров в виде маленьких железных флюгеров. Каждый мастер, владеющий тем или иным видом художественного ремесла, может приготовить пробную партию своих изделий, поставить их на обсуждение художественного совета объединения, и, если представленные произведения отвечают высоким художественным требованиям, они немедленно приобретаются, а затем поступают в продажу. Сочетая твердые идейно-художественные критерии с принципом экономического стимулирования мастеров, «Уку» в короткое время добилось больших успехов в возрождении и развитии национальных художественных ремесел, став во многом примером для других республик и областей страны.

Среди оригинальных художественных изделий, выполняемых мастерами «Уку», - национальные народные костюмы, сохраняющие этнографические особенности различных районов республики. Такие костюмы живут сегодня в многочисленных певческих коллективах.

Нарядные эстонские вышитые покрывала типа ковров украшены по темному фону (черному, коричневому, бордо и т. д.) яркими многоцветными гладьевыми узорами из букетов, венков, цветущих веток и т. д. По своему стилю они восходят к женским городским рукоделиям, но уже приобрели определенную устойчивость, характерность, традиционную преемственность.

Более глубокие корни в народной художественной культуре эстонцев имеют полосатые покрывала ручного переборного ткачества, более сдержанные по цвету, коричнево-желтой гаммы, с геометрическим ярким узором в полосах.

Разнообразны предметы ручного вязания - главным образом варежки и перчатки - с типичным для каждого района орнаментом и цветовыми сочетаниями: в одних случаях строгими, двухцветными, в других - более яркими и многоцветными. Если предметы ручного вязания во многом прямо наследуют этнографические черты народной орнаментики, то в одежде Домов моделей художники обращаются к наследию народного искусства более опосредованно и основное внимание уделяют тому, чтобы одежда была модной, нарядной и в то же время имела определенные выразительные национальные особенности 43.

В Латвийской ССР основным видом народных художественных ремесел по-прежнему остается керамика. Одно из ярких явлений народного гончарства представляет собой традиционная латгальская керамика, которая развивается в восточных районах республики, особенно в окрестностях города Резекне.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Эстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССР (прод.)Латвийское искусство, народный промысел, ткачество в 20 веке »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии