Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Эстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССР (прод.)

   В искусстве вышивки и кружевоплетения, которые гораздо меньше используются в убранстве современного интерьера, в 60-е годы определилась связь с одеждой. Сохраняя в несколько упрощенном виде характерную манеру и орнамент декоративных изделий каждого промысла, вышивальщицы совместно с художниками-модельерами создают различного рода отделки применительно к конкретным моделям женского, детского и даже мужского костюма.

Соответственно меняется орнамент: в нем уже меньше элементов, появляются новые масштабные соотношения, новое размещение на вещи. В то же время, работая над современной моделью, художники не забывают конструктивных особенностей народной одежды и нередко исходят из них.

Стремление к комплексному решению костюма помогло художникам в создании новых форм декоративных дополнений к одежде: поясов, вставок, воротничков, галстуков, ювелирных украшений, в которых находят новую интерпретацию национальные декоративные мотивы. Такая работа ведется в эти годы в РСФСР, Прибалтике, Белоруссии, на Украине и в ряде других республик.

Вторая половина 60-х - 70-е годы стали новым, важным этапом в жизни художественных промыслов Советского Союза, пожалуй, наиболее благоприятным за весь послевоенный период. Наша промышленность, сельское хозяйство, наука и культура достигли к этому времени известного уровня, когда уже вопрос ставится не только об ответе на насущные бытовые потребности народа, но и об удовлетворении возросших эстетических запросов, внесении красоты в быт, привлечении национальных художественных традиций к тому, чтобы всемерно одухотворять среду, в которой живут и трудятся советские люди.

Всесоюзный поиск мастеров

   В связи с новыми задачами партия и правительство, широкая художественная общественность обратили внимание на художественные промыслы как очаги самобытного народного творчества и выделили в народном искусстве его духовную ценность. В 1966 и 1968 годах были приняты специальные правительственные постановления, направленные на дальнейшее развитие промыслов. Было решено привлекать к их работе иадомников, в том числе и людей, занятых на производстве, без отрыва от основной работы. Было разрешено «неорганизованным» кустярям беспрепятственно выполнять художественные изделия и продавать их либо на местных рынках, либо через специализированные фирмы. В этих постановлениях предусматривалась также всяческая поддержка кустарей, содействие сохранению их мастерства путем организации индивидуального ученичества и т. д..

Газета «Советская культура» в 1966 году объявила всесоюзный поиск мастеров. Дома народного творчества, музеи, отделы культуры исполкомов, отделения Союза художников, представители широкой общественности включились в эту работу, которую возглавило Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры. В результате этой работы во всех республиках было выявлено большое количество ранее неизвестных искусных мастеров, которые были привлечены к активной творческой деятельности.

Уже в конце 1966 года в Эстонии было организовано объединение по производству национальных художественных кустарных изделий, названное «Уку», по имени мифологического эстонского бога домашнего очага. Привлекаемым к работе мастерам обеспечивался простор для творческих поисков при высоком уровне мастерства.

Мастера артелей Республик СССР

   В киришских кружевах сохранились древние орнаментальные мотивы, восходящие к чуть ли не языческим культам.

Мастера строчевышивальных артелей РСФСР в 40-50-х годах возвращались к изготовлению скатертей, салфеток, дорожек, покрывал, наволочек на подушки и пр. В работах, выполнявшихся для выставок, можно было встретить выразительные орнаменты, но вместе с тем здесь все еще сказывались черты дореволюционного «модерна».

Сороковые и пятидесятые годы - время роста производства ковров ручной выработки в Российской Федерации. До Великой Отечественной войны этот промысел был развит очень слабо. Тогда существовали лишь небольшие производства ковров-паласов с розами на черном фоне в Курской и Воронежской областях, махровых крестьянских ковров в Тюменской области.

В первое послевоенное десятилетие потребность населения в коврах и ковровых изделиях привела к организации в очень многих областях и городах новых предприятий. Чаще всего они осваивали технику ворсового ковроткачества, выпуская ковры, воспроизводящие классические композиции национальных ковров Азербайджана и Дагестана. Это были ковры чрезвычайно низкого художественного и технического качества: с искаженными формами узоров, произвольно измененными расцветками, дурно выполненные.

К концу 50-х годов ковровые артели Курской, Воронежской и Тюменской областей расширяют и обновляют свой ассортимент. Вместо чуждых местным традициям рисунков в этих центрах стремятся наладить выпуск ковров на основе изучения народных образцов. Это ковры с крупными, иногда гипертрофированно яркими букетами роз и тюльпанов на черных и цветных фонах, в обрамлении мелкой узорной каймы. Производятся также курские и воронежские паласы, тульские и тамбовские безворсовые ковры.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Эстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССРМастера народных промыслов в республиках СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии