Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Эстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССР

   Художественная ценность изделий народных промыслов неизбежно утрачивается. У копиистов вырабатывается пассивное, нетворческое отношение к своей работе, стремление быстрее и проще сделать эти повторения. И хотя на многие традиционные промыслы после окончания специальных школ и училищ приходило немало талантливых молодых мастеров, установка на копирование быстро разочаровывала их и вызывала стремление перейти либо в «настоящую» промышленность, либо заняться станковым искусством.

Вторая половина 60-х - 70-е годы представляют в жизни художественных промыслов не менее сложный период, чем предыдущие со всеми их противоречиями, без которых, как известно, никогда не обходится в историческом процессе. Однако этот период отличает и большая цельность общественных взглядов на народное искусство и художественные промыслы. Эта цельность выражается во все растущем интересе к ним и специалистов и широких масс населения. Привлекают к себе прежде всего эстетические качества и национальное своеобразие произведений народных мастеров. Однако подлинность и чистота народного искусства нередко нарушается: то его подменяет творчество художников с академическим образованием, то работы происходят не из традиционных, а из вновь появившихся центров. В ряд мест была перенесена технология изделий с хохломской росписью, жостовских подносов, миниатюрной живописи Холуя.

Иногда художественный уровень изделий снижается из-за того, что создают их мастера, долгое время не работавшие, а потому забывшие многие традиционные приемы, либо из-за того, что молодое поколение мастеров - выпускники училищ - еще не владели полностью своим материалом. Общие же принципиальные тенденции определенно тяготели к народным традициям, стремлению сохранить и развить искусство промыслов, индивидуального художественного ремесла.

Существенным фактором в развитии искусства промыслов названного периода стало усиление роли художников, искусствоведов, этнографов, работников музеев, домов народного творчества. В одних случаях их роль сводилась к выявлению мастеров, отбору среди их работ того, что может жить в паше время. В других случаях на основе тщательного изучения художественного наследия и консультативной работы возобновлялись забытые виды искусства. В-третьих - создавались направляющие коллекции, то есть стимулировалась творческая активность мастеров на конкретных примерах возможных современных решений.

Многие мастера по общему своему культурному уровню теперь и сами приближаются к художникам, аналитически относятся к наследию и сознательно, на современном уровне, творчески развивают традиции своего мастерства.

К середине 60-х годов вместе с общими сдвигами в нашем декоративном искусстве постепенно изменилось и отношение к народным промыслам. Перемены были вызваны тем, что аскетизм и универсальная «современность» нашего предметного окружения, как всякая поверхностная мода, стали надоедать и угнетать однообразием. Обнаружилось, что изделия традиционного народного творчества наполняют нашу жизнь большим эстетическим содержанием, отнюдь не безразличным современному человеку.

Курский палас или воронежское покрывало, украинский махровый «лижник» или плахтовая декоративная ткань с нарядным выразительным узором вносят в интерьер теплоту и привлекательность индивидуальной рукотворной вещи. Их расцветка, масштаб и ритмический строй орнамента выглядят очень современно, даже если эти произведения близки классическим образцам работы народных мастеров XVIII-XIX веков. Потому что они хорошо построены, по-народному цельны и образны.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественные промыслы в СССР 70-е годы (продолжение)Эстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССР (прод.) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии