Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Художественные промыслы в СССР 70-е годы (продолжение)

   После ликвидации Промкооперации большинство художественных промыслов было передано в ведение вновь созданного Государственного комитета по делам местной промышленности и художественных промыслов.

Комитет не имел ни опыта, ни штатов для серьезной работы с промыслами. К тому же он просуществовал недолго и был реорганизован в Управление бытового обслуживания населения, куда автоматически перешли и промыслы. В разных областях страны промыслы оказались в подчинении совнархозов, в ведении местных городских и сельских управлений бытового обслуживания. В огромном хозяйстве совнархозов художественные промыслы были маленькой песчинкой. Незначительность объема производства, нерентабельность и в то же время сложная их специфика приводили к тому, что совнархозы не уделяли им должного внимания, и они неизбежно хирели.

Так произошло с традиционным для России искусством шемогодской прорезной бересты. Этот промысел оказался на положении маленького цеха на фабрике, производящей стандартную мебель. Не помогли выступления в печати представителей художественной общественности, говоривших о том, что гибель уникального художественного ремесла нанесет невосполнимый ущерб нашей культуре.

С 1965 года, после восстановления отраслевых министерств, большинство художественных промыслов России оказалось в подчинении Министерства местной промышленности РСФСР, в составе которого было создано Главное управление художественных промыслов и производства сувениров. Однако ряд весьма ценных традиционных промыслов оказался в ведении других министерств (например, «Северная чернь» - с 1967 года в системе Союзювелирпрома Министерства приборостроения). Разобщенность промыслов создавала дополнительные трудности для их развития.

В некоторых республиках (Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии) все промыслы, имеющие художественное значение, были подчинены Министерству культуры, и работа в них велась так же, как в творческих мастерских отделений Художественного фонда. Однако в РСФСР, на Украине и в Средней Азии, то есть в самых больших регионах по количеству и разнообразию художественных промыслов, они подчинялись разным ведомствам, многие из которых по-прежнему держали курс на увеличение количественного выпуска изделий в ущерб их художественному качеству.

В Туркмении, например, вследствие этого почти совершенно прекратилось производство художественной керамики и чеканки по металлу, хотя до Великой Отечественной войны эти промыслы были хорошо развиты.

Примерно то же произошло в Азербайджане и Узбекистане. В Белоруссии, Таджикской, Казахской, Киргизской ССР ликвидация промкооперации была воспринята как требование ликвидации всякого немеханизированного, полукустарного производства, а выпуск декоративных художественных изделий, в том числе и предметов народного декоративного искусства, поручался крупным механизированным государственным предприятиям.

Мастера художественных промыслов лишались тем самым творческой основы своего труда и зачастую превращались в простых технических исполнителей заданных образцов - будь то классическое произведение народного творчества или новый проект художника. Из художественных промыслов постепенно уходило главное, что отличало их и от крупной промышленности с ее массовым тиражированием и от индивидуального творчества художников, - самостоятельность создания и серийность повторения собственных образцов, при котором каждая вещь имеет характер авторского варианта.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Своеобразие изделий народных промыслов в СССР в 60-ых годах 20 векаЭстетические качества и национальное своеобразие народных промыслов в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии