Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Своеобразие изделий народных промыслов в СССР в 60-ых годах 20 века

   Своеобразие изделий народных промыслов поможет бороться с безликостью и однообразием обстановки современного жилища. Это хорошо показала и выставка Художественных промыслов РСФСР, открытая в 1960 году в Центральном выставочном зале столицы.

На некоторое время огромная экспозиционная площадь бывшего Манежа (художники-оформители А. Побединский и В. Макаревич) превратилась в анфиладу зал, показывающих все разнообразие художественных ремесел, утверждающих нетленную красоту народного искусства.

После залов, отведенных различным видам художественных ремесел, зрители попадали в современный жилой интерьер: однокомнатную, двухкомнатную и трехкомнатную квартиру. Вместе со стеллажной секционной мебелью в оформлении этих интерьеров участвовали произведения народного декоративного искусства, изделия мастеров народных художественных промыслов. И хотя эти интерьеры справедливо подвергались критике за некоторое перенасыщение их декоративными предметами, главное все-таки было доказано: изделия народных художественных промыслов не только не противоречили современной жилой среде, но, напротив, освежали и оживляли монотонность гладких одноцветных плоскостей стен и мебели, вносили в интерьер необходимые черты национального своеобразия и жизнеутверждающего оптимизма.

Выставка в Манеже имела широкий резонанс. Она получила освещение в периодической печати, ей были посвящены главы в специальных изданиях, альбомы, серии открыток. Многие художники, работающие в промышленности, вновь почувствовали притягательную силу народной орнаментальной культуры, ее образность и обаяние.

Выставка во весь голос заявила о живом, развивающемся искусстве художественных промыслов страны социализма.

Однако это не значит, что художественные промыслы в те годы не испытывали никаких трудностей. В 1960 году промысловая кооперация была упразднена, а художественные артели реорганизованы в фабрики. Изменившиеся условия работы действительно вели к превращению традиционных центров художественного ремесла в обычное фабричное производство, что наносило непоправимый вред народному искусству.

Офабричивание промыслов в начале 60-х годов

«Офабричивание» промыслов в начале 60-х годов приняло широкие размеры. Перед ними ставилась такая же задача всемерного увеличения выпуска продукции при снижении себестоимости, как и перед предприятиями легкой индустрии. В связи с этим вновь (поскольку отдельные опыты в этом направлении делались и до войны) был поставлен вопрос об усиленной механизации производства на художественных промыслах. После многих споров и дискуссий, в ходе которых художникам и искусствоведам, работавшим в области народного декоративного искусства и народных художественных промыслов, приходилось отстаивать ценность и самобытность творческого ручного труда, было наконец признано, что механизации в области художественных промыслов подлежат лишь подготовительные работы, то есть заготовка полуфабриката и подсобные трудоемкие операции, не связанные с творческим трудом мастера. Тем не менее очень часто в эти годы на производстве и в областных управлениях особенности художественных промыслов не учитывались, и выдвигалось требование точного повторения утвержденного образца. Приравнивание, например, драгоценных предметов с миниатюрной живописью, резных изделий из кости и т. д. к обычным промышленным товарам и учреждение такой системы контроля за качеством, при котором всякое отступление от оригинала расценивалось как брак, превращало работу на промыслах в механическое копирование, все отличие которого от машинного тиражирования состояло в том, что вещь делалась кустарно, вручную. Лишенная творческого начала, такая работа неизбежно вела к резкому снижению художественного качества выпускаемых изделий.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Народные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годы (продож.)Художественные промыслы в СССР 70-е годы (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии