Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Народные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годы (продож.)

В ряде промыслов (камнерезных, костерезных, резьбы и росписи по дереву) появляются модные в те годы диагонально-асимметричные формы изделий, всячески сокращаются и схематизируются наносимые на них узоры, становится более приглушенной цветовая гамма в росписях, ткачестве, вышивке. Считалось, что лишь таким образом предметы народного искусства смогут жить в единстве с современной мебелью и обстановкой квартир. Появляются даже тенденции подражать фабричным изделиям. Например, гончарная посуда повторяла формы фабричного фарфора или приближалась к пластмассе и металлу.

По отношению к декоративной скульптуре малых форм в те годы довольно распространенным было мнение, что как жанр декоративного искусства она себя и что в современных квартирах ей нет места. Тем не менее в области декоративной скульптуры малых форм художники и мастера промыслов деятельно ищут новые пути. Скульптура из кости, дерева, рога, освобождаясь от попыток подражать станковой миниатюре или монументальной пластике, начинает обретать свой собственный декоративный язык. Положительным следует признать и обостренное внимание к декоративным свойствам самого материала, всегда присущее народному искусству стремление выявить и раскрыть эти свойства с наибольшей полнотой. Правда, увлечение игрой текстуры камня, дерева, кости, красотой полированной поверхности материала влекло за собой схематичность выхолощенных решений, стилизацию фигур.

Широкая дискуссия о путях развития декоративного искусства

Развернувшаяся в конце 50-х годов широкая дискуссия о путях развития декоративного искусства и художественных промыслов  продолжилась на страницах художественных журналов в течение 60-х годов. Она отражала серьезное расхождение точек зрения на судьбы народного декоративно-прикладного искусства в условиях научно-технической революции.

Высказывалось убеждение, что лишь прекрасный анахронизм, принадлежащий истории. Защитники этой точки зрения единственный выход видели в слиянии промыслов с промышленностью. Они считали, что создавать в современных условиях традиционные изделия, сохранять национальные образы, искусственной изоляции от влияний современной жизни и ее задач, в то время как формируется общий универсальный стиль советского искусства, чуждый национальной ограниченности.

В качестве основных аргументов нежизненности изделий народных мастеров выдвигались их практическая неприменимость в современных условиях и преобладание собственно декоративных качеств над утилитарными. Подобные взгляды отрицательно сказывались на развитии художественных промыслов, порождали лженоваторство, обедняя содержание народного творчества.

Другая группа участников дискуссии о традициях и современности в художественных промыслах, начиная со статей А.Б.Салтыкова, утверждала, что традиции народного искусства во всем их многообразии имеют большую ценность для современной художественной культуры в целом и для художественных промыслов в частности. Отмечалось, что традиционные промыслы, естественно, сохраняют опыт и особенности искусства, накопленные за длительный период их становления и развития. Однако эти устойчивые формы и декоративные приемы, будучи по-иному осмыслены, закономерно входят в современное искусство, обогащают его и сами обретают в нем новую жизнь. Современные художественные промыслы и ремесла должны не растворяться в промышленном производстве, а дополнять его, сохраняя свою неповторимость и оригинальность, а резервы и возможности этого у современных народных мастеров неисчерпаемы.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Народные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годыСвоеобразие изделий народных промыслов в СССР в 60-ых годах 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии