Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Народные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годы

Золотые, серебряные и бронзовые медали получили известные русские вышивальщицы В. Грумкова, М. Гумилевская; костерезы Т. Большакова, А. Гурьев, П. Черникович; миниатюристы Б. Тихонравов, М. Чижов, Е. Зонина; кубачинские ювелиры Расул Алиханов, А. Абдурахманов, Гаджибахмуд Магомедов.

Большой успех выпал и на долю художников Научно-исследовательского института художественной промышленности, выступивших с произведениями, исполненными совместно с мастерами промыслов. Так, художница А. Кораблева получила высшую награду «Гран при» за кружевной занавес «Русские мотивы», исполненный по ее проекту вологодскими кружевницами. Почетным дипломом был награжден художник Д. Шушканов за оригинальные шахматы «Садко» из мамонтовой кости и другие мастера.

Для развития традиционных художественных промыслов большое научное значение имел ряд статей, опубликованных в предсъездовской дискуссии 28, а также содоклад А. Б. Салтыкова на Первом Всесоюзном съезде советских художников в 1957 году, посвященный важнейшим вопросам теории и практики декоративного искусства. В своем докладе Салтыков особо подчеркнул значение народного мастера, необходимость преемственности традиций, вопросы специфики декоративного искусства и искусства народных промыслов.

В эти годы все чаще возникают вопросы: для чего создается вещь, куда она предназначена; что ее появление дает людям? Становилось очевидным, что даже уникальный экземпляр для выставки должен нести в себе потенциальную возможность повторения хотя бы в малой серии.

С начала 60-х годов в развитии народных промыслов появляются новые тенденции, связанные с общими процессами советской художественной культуры.

Становление нового интерьера с его стеллажной, щитовой, секционной мебелью повлекло за собой изменение отношения к народному искусству и к изделиям народных художественных промыслов. В творческой практике больше внимания уделяется целесообразности изделий, изживается станковизм, но часто призыв к модному «лаконизму» и «обобщенности» навлекал на промыслы новые беды: изгонялась присущая народному искусству орнаментальность. Критерий простоты и удобства выдвигался порой в ущерб развитию искусства. Новый интерьер ошибочно ставился во главу оценки произведений народного творчества.

Узкое, обедненное понимание традиции было особенно опасно для художественных промыслов, поскольку они испытывали влияние технической эстетики, получавшей в те годы в нашей стране все более широкое распространение.

В увлечении этой новой для нас отраслью художественной деятельности некоторые теоретики необоснованно отождествляли задачи, стоящие перед декоративным искусством в области жилого и общественного интерьера, с задачами технической эстетики. Техницизм, порожденный неверным пониманием специфики декоративного искусства, проявился в промыслах в создании подчеркнуто аскетических, «стерильных», безнацнональных предметов, в которых функциональное начало выступает в «чистом виде».

Мастера и художники художественных промыслов слышат в эти годы многочисленные высказывания, которые пророчат народным промыслам и ремеслам скорую гибель в связи с якобы несовременностью присущего им яркого орнаментально-декоративного начала, неизбежность слияния их с художественной промышленностью.

В XIX - начале XX века были покрывала, скатерти, простыни, подзоры, передники, полотенца, коврики и чехлы для сидений в повозках и в санях (так называемые «гунь»), то в послевоенное время ассортимент изделий изменился в соответствии с современными потребностями: изготовляются панно, коврики, дорожки, диванные подушки, плетеные галстуки, юбки, скатерти, салфетки новых размеров, приспособленные к новой мебели и интерьеру, к новым формам костюма.

Первое послевоенное десятилетие для искусства народных художественных ремесел и промыслов было временем, когда в одних республиках они находились в процессе организации (Прибалтика), в других - восстановления (БССР, УССР), в третьих сохранялось положение, характерное для довоенных лет (Средняя Азия, Закавказье). В РСФСР промыслы повсеместно восстанавливаются и растут, в ряде случаев можно отметить творческие удачи как отдельных мастеров, так и целых коллективов.

Своеобразным итогом творческой деятельности художественных промыслов СССР в первое послевоенное десятилетие был показ специально приготовленных ими изделий на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, имевший огромный успех.

Как и 33 года назад в Париже, своеобразную сенсацию произвели ковры ручной выработки - туркменские, армянские, дагестанские; большим успехом пользовалась хохломская роспись, украинские рушники, гуцульская вышивка и инкрустация, узбекские тюбетейки. Большинство медалей, дипломов и призов на Брюссельской выставке по разделу легкой промышленности и декоративного искусства было присуждено именно художественным промыслам.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Положение народных художественных промыслов в СССР в 40- 50-е годыНародные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годы (продож.) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии