Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Положение народных художественных промыслов в СССР в 40- 50-е годы

Унцукульская насечка в послевоенные годы стала все чаще появляться в специализированных магазинах. Это главным образом палки и трости, а также в сравнительно небольших количествах шкатулки, курительные приборы, стаканы для карандашей и т. п.

Наряду с этим в целом ряде промыслов РСФСР качество массовой продукции снижается по сравнению с довоенным. Возникают случайные производства и целые отрасли дешевой галантереи, по существу, не имеющие отношения к традиционным художественным промыслам: низкопробная машинная вышивка, роспись масляными красками по трафарету, производство изделий из рога, пластмассы, токарных изделий из дерева с росписью и выжиганием и т. п.

Положение народных художественных промыслов в других союзных республиках в первые послевоенные годы тоже было довольно сложным. Так, например, на Украине эти промыслы сильно пострадали от нашествия гитлеровцев. Большая часть их - производство полтавских ковров-килимов, керамика Опошни, Косова и другие - в 40- 50-е годы энергично восстанавливается. Изделия украинских промыслов сохраняют в целом характерный образный строй народного декоративного искусства предшествующих периодов. В узорных декоративных тканях Богуслава и Кролевца, Центральной и Западной Украины, в килимах сохранились выразительные пропорциональные членения полос, гармония цветовых сочетаний, характерные геометрические мотивы, цельность, законченность вещи, тонкое понимание свойств и возможностей материала.

Ту же черту можно отметить и в традиционных опошнянских куманцах, глечиках, декоративных фигурках животных, а также в полтавской, киевской и прикарпатской народной вышивке.

Цветочные килимы Полтавщины в 50-х годах испытали заметное воздействие некоторых характерных для тех лет тенденций; они проявлялись в интенсивности колорита, доходящей до пестроты, в укрупнении мотивов и их чрезмерно «натуральной» трактовке.

Сходное положение дел можно наблюдать в первое послевоенное десятилетие в Белоруссии и в Молдавии 18, с той лишь разницей, что традиционное народное белорусское ткачество потребовало значительно больших сроков для своего восстановления, поскольку его сырьевая база - льноводство - было особенно тяжело подорвано войной. Что касается республик Закавказья, то в Грузии художественные промыслы как особая форма производства художественных изделий вообще почти не существовали. Основные промыслы Грузии - вышивка, изготовление национальной обуви, шелкоткачество, художественная обработка металла продолжали существовать в формах домашнего ремесла, домашней промышленности. Лишь одиночные народные мастера декоративного искусства были известны Дому народного творчества, который вел с ними работу, хотя и нерегулярно. После выставки 1936 года в честь 15-летия республики был поднят вопрос о сохранении старых и подготовке новых кадров народных мастеров. Однако война помешала осуществлению этих планов, и в начале 50-х годов положение оставалось прежним: на всю Грузинскую Республику существовало три мастера-чеканщика, шесть мастеров-инкрустаторов. Промыслы почти полностью были вытеснены художественной промышленностью.

В Армении, как и в Грузии, художественные промыслы как особая форма производства были развиты относительно слабо. Большое значение имел лишь ковровый промысел, основывающийся на традиционном ремесле.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ленинградская керамика СССР 60-х -70-х годов 20 века (прод.)Народные художественные промыслы в СССР в 50- 60-е годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии