Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 7, 2010

Советское декоративное искусство

 

Волгоград. Мамаев курган,  1981 год

Волгоград. Мамаев курган,  1981 год

На рубеже 70-х годов чаще стали выпускать малыми сериями отдельные образцы и ансамбли предметов, которые имеют характер уникальных произведений: в них отражена и общая стилистическая тенденция развития искусства, и национальное своеобразие школ, и манера того или иного художника.

Перспективной была и другая черта советского декоративного искусства - его жанровое многообразие. Постоянно работающие при заводах художники не только следят за массовой продукцией и малыми сериями, но и выполняют заказы на уникальные изделия, предназначенные для выставок и различных общественных интерьеров.

Рассматривая вопросы соотношения и взаимодействия уникальных, малосерийных и массовых произведений декоративного искусства, стараясь определить их художественные достоинства, авторы данной книги столкнулись с необходимостью применить различные методы анализа этих произведений.

Привычные, достаточно разработанные в советской науке методы искусствоведческого анализа остаются вполне пригодными при рассмотрении уникальных произведений декоративного искусства. Но когда имеешь дело с серийными, рассчитанными на многократный повтор изделиями, в создании которых принимают участие не только художник, но и десятки исполнителей проекта или даже машина-автомат, методы анализа неизбежно должны меняться. В этом случае рассматривается уже не отдельный предмет, а типологическая группа предметов или тенденция работы предприятия, «линия», которую разрабатывает данная отрасль промышленности. Условия производства выступают как объективная данность, определяющая направление творческого поиска художника.

Работая с материалом художественной промышленности, промыслов и ремесел, авторам неизбежно приходилось выходить из сферы только художественно-стилевых оценок и учитывать конкретные условия производства: организацию дела, технологию и связанные с ними вопросы экономики и сбыта.

Проблема ансамбля, синтеза искусств стягивает в один узел все виды и жанры декоративного искусства: к ней в первую очередь устремлены теперь интересы художников. В решении ансамбля встречаются друг с другом мастера не только различных видов прикладного искусства, но и архитекторы, художники различных жанров станкового и монументального творчества.

Поэтому очень важно выяснить место декоративного искусства среди других пластических искусств, его связи с ними, меняющиеся на протяжении изучаемого периода. Анализ свойств ансамблевости, «взаиморасположенности» предметов друг к другу и объединяющему их пространству, а также предметного мира к человеку, является главным в разделе «Интерьер». В том же аспекте анализируется искусство выставочной экспозиции, оформление массовых празднеств и декоративное искусство в ансамбле города.

Сама жизнь декоративных искусств в рассматриваемый период диктовала некоторые изменения в составе глав данной книги. Отдельные виды и жанры декоративного искусства, вызванные к жизни условиями революционных лет (например, росписи агитпоездов и агитпароходов), сослужив свою службу, сменились другими. Интерьер 20-х годов и отчасти 30-х был интересен главным образом решениями внутреннего архитектурного пространства и функциональными особенностями бытовых предметов. Во второй книге «Очерков» появилась возможность говорить конкретно о жизни всех декоративных искусств в архитектурном пространстве города, жилого и общественного интерьера.

Реальный синтез искусств, декоративный ансамбль, его идейно-образные черты и художественные особенности стали основным содержанием этих разделов.

Из многообразной и многосторонней жизни современного города для изучения берется только сфера декоративных искусств, включенных в городские ансамбли. Раскрытие художественных качеств произведений, входящих в ансамбль города, особенности их восприятия во времени, их роль в повседневном функционировании городского организма - вот что особенно интересовало авторов.

Перемены в самом понимании декоративности, которые проявились в некоторых работах конца 60-х и в 70-е годы, были связаны, безусловно, с более широкими культурными процессами, происходившими в этот период. Все это подводило к пониманию роли искусства в создании художественно целостной материальной среды на основе интеграции всех ее компонентов. И хотя авторы не отказывались от анализа отдельных произведений, ведущим принципом стал анализ взаимодействия различных видов декоративных искусств с архитектурой, создаваемой ими среды - с человеком.

Как и в первой книге «Очерков», авторы стремились анализировать отношение современной творческой практики к художественному наследию: ведь характер освоения наследия на каждом этапе развития искусства весьма показателен для его устремлений.

Послевоенный период можно назвать временем усиленного изучения народного искусства, обращения к народным традициям каждой республики. Об этом свидетельствует ряд партийных и правительственных решений, направленных па развитие народного декоративного творчества, в том числе и важнейшее из них - постановление ЦК КПСС 1975 года «О развитии художественных промыслов».

Для современного этапа развития советской художественной культуры характерен широкий подход к мировому наследию, метод не выборочного, а всестороннего, глубинного его освоения. Наследие в целом, взятое не в отдельных своих мотивах и формах, а как художественное мышление народа, становится объектом серьезного изучения художников, что находит отражение в наиболее ярких произведениях декоративного искусства нашего времени.

В послевоенный период, и особенно в последние десятилетия, декоративные искусства развивались повсеместно. Поэтому в данной книге по возможности представлен материал всех наших союзных и автономных республик. Он группируется вокруг общей для национальных художественных школ проблематики и характеризуется в связи с тем вкладом, который делают художники той или иной республики в развитие данного вида и жанра декоративного искусства.

Осознание большого общественного значения декоративного искусства в жизни социалистического общества - залог его дальнейшего подъема. Окружая человека в повседневной жизни, сопровождая его в труде и отдыхе, искусство это исподволь, но постоянно формирует сознание и общественные вкусы. Не только эстетические взгляды человека, но и его самочувствие во многом зависят от того, какие предметы живут рядом с ним. В этом смысле для нашей страны, где вопрос воспитания гармонически развитой личности стоит на первом месте, развитие декоративных искусств становится делом государственной важности.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 года и XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза взяли курс на ускорение социально-экономического развития и значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Архитектура массового строительства и проблемы декоративности вещейПластические искусства СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии