Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 1, 2010

Архитектура массового строительства и проблемы декоративности вещей

Выставки показывали лицо отдельных художников, выявляли тенденции, характерные для развития декоративного искусства различных республик, демонстрировали направление работы отдельных предприятий, отмечали общий уровень декоративного искусства в стране. Наряду с всесоюзными, республиканскими, зональными смотрами во второй половине 60-х годов состоялось много групповых и выставок продукции отдельных производств: Конаковского фаянсового завода (1967), Гусевского завода художественного стекла (1967), Дятьковского хрустального завода (1971), художников Комбината прикладного искусства РСФСР (1966), Комбината прикладного искусства Москвы, а также постоянные выставки-продажи в Центральном салоне Художественного фонда в Москве.

Постепенно складывались новые отношения между художниками и массовым потребителем. Анализ общественных вкусов помогал художественным производствам дифференцировать свою продукцию, находить для каждого изделия ценителя и покупателя. Разнообразие ассортимента изделий несомненно свидетельствовало о более развитых и многообразных общественных потребностях.

Чем больше появлялось в быту художественных предметов массового производства, тем большее общественное внимание и интерес распространялись на уникальные, малосерийные авторские произведения, где главным является образная выразительность и декоративность. Уникальные произведения декоративного искусства в свою очередь ориентировались на архитектуру и предназначались для площади, парка, общественного и жилого интерьера. Здесь раньше, чем где-либо, новая эстетическая идея находила свое непосредственное выражение, связанное с творческой индивидуальностью художника.

Наша архитектура, достигнув успехов в области массового строительства, неизбежно должна была вернуться в лоно пластических искусств. И естественно, что искусства монументальное и декоративное, как наиболее близкие к архитектуре, отразили характерные для конца 60-х годов изменения в ее творческой направленности. Тяга к созданию художественно целостной пространственной среды стала животворным импульсом и для обновления декоративных искусств. В создаваемых общественных интерьерах открылась возможность для широкого применения различных видов и жанров искусства, сюда устремились творческие интересы многих мастеров. Уникальные произведения декоративного искусства, включаясь в ансамбль, поддерживали и выявляли формы архитектуры. Их важнейшим свойством стали ярко выраженная декоративность и пространственность.

В конце 60-х годов проблема декоративности вещи, отношение художника к предмету, к материалу, к традициям становится в центре внимания практиков и теоретиков искусства. Фаянсовая и фарфоровая посуда, бытовой текстиль и декоративные ткани, изделия заводов художественного стекла приобрели дотоле несвойственные им качества пластической выразительности, возможности варьирования свободной росписи и т. п. Массовая продукция поддерживала общую тенденцию к декоративности, сохраняя при этом основные утилитарные свойства. Но нередко именно с выставочной вазы из стекла или керамики, с уникальной декоративной ткани или модели костюма начинались перемены в сфере массового производства.

Если на рубеже 50-60-х годов уникальное произведение декоративного искусства уподоблялось массовому изделию, всем своим видом словно говоря, что его можно немедленно запустить в производство, то спустя десятилетие уникальное произведение декоративного искусства стремится подчеркнуть свою неповторимость, а серийные изделия художественной промышленности стараются хоть в чем-то походить на уникум.

Некоторые передовые предприятия, достигшие высокого уровня производства и умеющие сохранять в тираже все черты эталона, нередко сознательно допускают отклонения от механически точного повторения образца. Так, например, свободная кистевая роспись на массовой посуде Конаковского фаянсового завода им. М. И. Калинина позволяет разнообразить изделия и даже в массовых бытовых предметах создавать впечатление их индивидуальности.



купить tikkurila - лакокрасочные материалы





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Вехи в развитии теории декоративного искусстваСоветское декоративное искусство »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии