Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: MilanaK


Опубликовано: Октябрь 1, 2010

Вехи в развитии теории декоративного искусства

Заметной вехой в развитии теории декоративного искусства в нашей стране была организация в 1957 году журнала «Декоративное искусство СССР». С тех пор этот орган Союза художников СССР ежемесячно освещал текущую практику, анализировал состояние отдельных отраслей художественной промышленности и художественных промыслов, помещал исторические очерки и творческие портреты отдельных мастеров. На первых порах журнал только вводил читателя в круг вопросов развития современного декоративного искусства. Но скоро в нем начали появляться и общетеоретические статьи, он стал инициатором дискуссий по актуальным творческим и организационным проблемам.

( рекомендуем: Музей Марины и Анастасии Цветаевых - Основа интерьера – подлинная мебель с дачи Редлихов, из комнат, в которых Марина Цветаева с семьей провела столько счастливых дней. ) 

Форма предмета декоративно-прикладного искусства

  Представление о труде как самостоятельной ценности, преобразующей среду и вносящей в жизнь художественное начало, затрагивало не только традиционные виды декоративного искусства, но и новую область творческой деятельности - художественное конструирование. И естественно, что именно журнал «Декоративное искусство СССР», особенно до организации в 1963 году Всесоюзного института технической эстетики и появления постоянного бюллетеня «Техническая эстетика», широко помещал материалы по этим вопросам. Понимая, что художественное конструирование не заменяет традиционные виды декоративного искусства, а лишь берет на себя в новых условиях некоторые из функций массового промышленного производства, журнал разрабатывал проблемы художественного конструирования и художественного образования в тесной связи с общими вопросами развития нашей промышленности и народного творчества.

В статьях середины 60-х годов все чаще стала появляться мысль о том, что форма предмета декоративно-прикладного искусства есть нечто большее, чем только выражение его утилитарной функции, что одновременно эта форма воплощает и духовные ценности. Эта мысль рождалась из творческой практики выдающихся наших мастеров, которые стремились сочетать функциональную целесообразность промышленных изделий с их эстетической выразительностью, художественной образностью.

К началу 70-х годов в ряде статей делается попытка серьезно осмыслить специфические особенности национальных школ декоративного искусства и достижения отдельных его видов.

 

Обогащение задач декоративного искусства

   В послевоенный период произошли существенные перемены и в самой организации дела: повысилось значение художника-специалиста на предприятиях художественной промышленности и народных промыслов, в создании интерьеров, в организации выставок, в формировании облика городов. Это в свою очередь повлекло за собой изменение в подготовке кадров в художественных вузах.

Происходило обогащение задач декоративного искусства, а с ним и дифференциация творческих устремлений художников. Причем ни одна из новых задач не снимала старых: они сосуществовали, развивались и взаимодействовали. Массовое и индивидуальное, типовое и уникальное складывалось в своего рода жанры, и нередко один и тот же мастер выступал и в тех и в других одинаково интересно.

Прошедшие годы заставили по-новому взглянуть на каждую из отраслей советского декоративного искусства. Каждое его произведение, отрасль, а также общий процесс развития теперь стремились оценивать с точки зрения многосторонних связей этого искусства с жизнью народа.

Со второй половины 50-х годов изменился профиль выставок декоративного искусства. Одна из первых таких выставок состоялась в фойе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, а в 1959 и 1961 годах в Центральном выставочном зале Москвы (бывший Манеж) были развернуты грандиозные выставки «Народные художественные промыслы РСФСР» и «Искусство - в быт». Можно сказать, что все развитие декоративного искусства в те годы проходило под девизом «Искусство - в быт».

Выставки декоративного искусства, ставшие в 60-х годах традиционными, помогали находить верное соотношение между произведениями уникальными, специально созданными для выставок, и изделиями, предназначенными для выпуска промышленными сериями.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Декоративное искусство СССР - Цели и средстваАрхитектура массового строительства и проблемы декоративности вещей »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии