Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Ленинградская керамика СССР 50-х - начале 60-х годов 20 века

Ленинградская керамика в своем развитии имела ряд особенностей. До войны здесь развивался только фарфор, и на Ломоносовском фарфоровом заводе были привлечены почти все мастера, работавшие над посудной формой. В созданном после войны ЛВХПУ была открыта кафедра керамики и стекла, возглавляемая сначала А. И. Микрошевским, потом Б. А. Смирновым, а затем долгие годы - В. Ф. Марковым.

Первые ленинградские керамисты

   Первые ленинградские керамисты, они же и преподаватели училища, - В. Ф. Марков, Б. А. Смирнов, В. С. Васильковский- были выпускниками архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств. Из преподавателей только Н. С. Кочнева и Е. В. Попова, приехавшие из Москвы, были специалистами по декоративно-прикладному искусству. К Москве тяготела и другая старейшая керамистка - Ю. П. Гремячинская. В 60-е годы ею были созданы рельефы, баклаги и вазы по мотивам русских народных сказок и древнерусской резьбы по камню и дереву. Большую роль в становлении технической и исполнительской базы училища сыграла и С. С. Первая, приехавшая с Украины.

В начальный период в стенах училища существовала школа мастеров (по типу ремесленных училищ). Некоторые из выпускников этой школы стали потом известными керамистами - В. Ольшевский, К. Петров-Полярный. Другие заканчивали учебу уже в самом ЛВХПУ, как И. Калитаева, Н. Коковихнн, В. Цыганков.

Самым ярким представителем современного стиля в Ленинграде был В. Ольшевский (1923- 1965), который способствовал становлению нового направления, возникшего в керамике в середине 60-х годов. В конце 50-х - начале 60-х годов он все еще «дырявил» форму, создавая вазы для фруктов, кофейные сервизы, приборы для завтрака, воды и молока. Его кувшины и квасники обтекаемой, бездекорной формы, кофейный сервиз «Конусный» утверждали самый лаконичный «брутальный» стиль, который захватил архитектуру и изобразительное искусство тех лет, и говорили о близости художника к принципам дизайна.

Работами, подобными «Кваснику» или питьевому прибору «Сноп» (сланцевая глина, стронциевая глазурь), В. Ольшевский поднял на короткое время престиж Сланцевского керамического завода под Ленинградом. За участие на Пражской керамической выставке в 1962 году он получает награду. Включая в глиняную массу своих шамотных ваз выгорающие элементы, художник добился выразительной зернистой структуры в керамике. Коричневатая поверхность, расходящаяся мелкими трещинами, придавала ей теплоту и эмоциональность.

С 1962 года В. Ольшевский много и плодотворно работает в Москве. В новых формах художник стремился к архитектоничности, конструктивности, а также к своеобразной пластической и фактурной обработке масс, например рифлению поверхности. В вазе из белого шамота в виде куба, со сглаженными углами и ребрами и с горлом в виде раструба ему удалось создать новую гармоническую форму. Ваза покрыта белой титановой глазурью и расписана по стенкам черными и красными знаками. Свободные и резкие росчерки будоражат ее спокойную форму - прием контрастного сопряжения формы и декора, которым так искусно владеют японцы.

Мотивы новой формы были разработаны затем В. Ольшевским в чайных сервизах из фарфора в соответствии с требованиями массового промышленного производства. Фарфор засверкал чистой, крепкой и в то же время мягкой формой (сервиз «Квадратный», выполненный на Дмитровском заводе). Творчество В. Ольшевского дает пример органического сочетания работы мастера над уникальными образцами и массовыми стандартными изделиями, сохранившими в себе многие ценные качества уникума. Одно трансформировалось в другое.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Борьба с украшательством в архитектуре СССР и керамикаЛенинградская керамика СССР 60-х -70-х годов 20 века (прод.) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии