Статьи  >>  Советское декоративное искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Сентябрь 25, 2010

Декоративное искусство СССР - Цели и средства

   «Иногда думают, что вся красота бытового предмета заключается в украшающих его изображениях, и даже считают возможным делать вещи явно некрасивые с тем, что недостатки формы и материала будут закрыты украшениями. Это большая ошибка. Предмет должен быть красив, независим от украшений. Его пропорции, силуэт, контурные линии должны быть совершенны, живы, эмоционально насыщенны; его части должны составлять хорошо найденное гармоническое целое, ясно и просто выражающее его практическое назначение и вполне отвечающее его материалу. Эта красота по форме и по материалу, а не только по украшениям нужна во всяком изделии и составляет непременное качество всех классических произведений мирового прикладного искусства».

А. Б. Салтыков выступал против некритического потребительского подхода к наследию. «Неуместная живучесть в нашей художественной промышленности остатков стилей, чуждых нашей эпохе, объясняется неверным пониманием того, какую ценность для нас представляет художественное наследие и как следует им пользоваться. Ценность наследия заключается не в мотивах и сюжетах, а в творческих приемах и в методах работы, в высоком уровне мастерства, в композиционных и колористических находках, вообще в закономерностях прикладного искусства».

Сыктывкар. Памятник И.Куратову

Сыктывкар. Памятник И.Куратову, 1984 г.

«Цель прикладного искусства, - писал А. Б. Салтыков в другой своей работе, - состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи - художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека». Поэтому-то Салтыков считал правильным в отношении декоративно-прикладного творчества применять термин «преобразительное» искусство.

Термин не привился, но мысль об активной преобразующей роли декоративно-прикладных искусств в жизни постепенно овладевала сознанием художников.

В высказываниях передовых деятелей советской культуры 50-х годов можно найти немало плодотворных идей, смысл которых в 1955 году был четко сформулирован в известном постановлении партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Это постановление как бы подитоживало тенденции, наметившиеся в теории и практике нашей архитектуры и предметного творчества и открыло для них новые перспективы. Перевод архитектуры на рельсы промышленного домостроения, решение проблемы стандартизации не могло не отразиться на направленности художественной промышленности и других отраслей декоративного искусства. Правда, некоторые практики и даже теоретики делали из справедливой и принципиальной критики украшательства и излишеств в архитектуре неверные выводы, являвшиеся, по существу, рецидивами теории функционализма: они склонны были относить к излишествам всякое художественное начало в архитектуре и даже выводили архитектуру из семьи пластических искусств.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Монументально-декоративные скульптурные решенияВехи в развитии теории декоративного искусства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии