Статьи  >>  Турсайты и полезности  >>  Северо-Восточный Китай
От: MilanaK


Опубликовано: Июль 1, 2011

Промышленность северо-восточного Китая

В Маньчжурии развитие железных дорог, судоходства и торговли было связано с развитием земледелия, его интенсификацией и зарождением крупной современной индустрии. Оккупировав Маньчжурию, японские империалисты превратили эту часть Китая в аграрно-сырьевой придаток Японской империи и рынок сбыта дешевых японских промышленных товаров. Одновременно японское командование, рассматривая Маньчжурию как военный плацдарм для распространения своей агрессии на другие районы Китая и для нападения на Советский Союз и Монгольскую Народную Республику, энергично строило стратегические шоссейные дороги и промышленные предприятия, создавая в Маньчжурии важнейшую военно-промышленную базу на Азиатском материке. Промышленность северо-востока Китая во время японской оккупации носила однобокий, уродливый характер, специализируясь на производстве стратегических материалов.

После освобождения Маньчжурии войсками Советской Армии и победы народно-демократического строя в Китае в Маньчжурии началась работа по перестройке и восстановлению хозяйства, потерпевшего большой урон в результате войны и вредительского гоминдановского руководства.

Национализация крупных промышленных предприятий, а также всех предприятий, в прошлом принадлежавших японским компаниям, проведение земельной реформы, выдвижение рабочих и крестьян на руководящую работу - все это дало существенные результаты. С подъемом хозяйства и развитием промышленности северо-восточные провинции Китая (без Внутренней Монголии) стали индустриально-аграрной страной, где удельный вес промышленного производства но сравнению с сельским хозяйством поднялся еще в 1951 г. до 52%, а в 1952 г. общий уровень промышленного производства по сравнению с предыдущим годом повысился еще на 47%; при этом рост индустрии более всего сказался в производстве средств производства '. К концу 1952 г. стоимость продукции промышленных предприятий четырех провинций северо-восточного Китая (Хэйлунцзян, Гирин, Ляонин и Жэхэ) превысила уровень 1943 г. на 23,2%, и в настоящее время на долю промышленности приходится более 56% валовой продукции (Ганшин, 1953).

На северо-востоке Китая развиты каменноугольная промышленность, выработка электроэнергии, выплавка стали, чугуна, машиностроение, химическая промышленность, лесообработка, текстильная индустрия и другие важные отрасли народного хозяйства; здесь наиболее всего развита тяжелая промышленность, производящая оборудование для заводов и транспорта.

Северо-восточный Китай обладает большими запасами разнообразнейших полезных ископаемых, при этом такие важнейшие в современной экономике ресурсы, как железо и уголь, встречаются во многих районах и, что очень существенно, в непосредственной близости друг от друга. Рудные полезные ископаемые более всего отмечены в горах и предгорьях Восточно-Маньчжурской горной страны и в горах Ляоси.

Железные руды, на которых работают заводы Бэньси. Анынаня и других городов, расположены в Восточно-Маньчжурских горах (месторождения Мяоэргоу, Гунчжулин, Дун-бяньдао и др.). Северо-восток по запасам железной руды является наиболее богатой частью всего Китая, что в сочетании с месторождениями каменного угля делает эту область важнейшим центром металлургической промышленности, имеющим большие перспективы.

Из других рудных полезных ископаемых экономическое значение имеют алуниты и магнезиты. Месторождения этих руд находятся   в  южных   провинциях.   С   Восточно-Маньчжурскими горами связаны также месторождения полиметаллических и медных руд. Во многих местах, главным образом на Ильхури-Алине и на Малом Хин-гане, много месторождений золота, добыча которого производится в основном из четвертичных россыпей. В описываемом районе много месторождений и редких металлов, в том числе необходимых для производства качественных сталей: вольфрама, ванадия, молибдена.

Из нерудных полезных ископаемых наибольшее значение имеют широко распространенные каменные и бурые угли. Бурый уголь чаще всего встречается в центральной части Барги, в Восточно-Маньчжурских горах и в горах Ляоси. Каменные угли отмечаются в основном на востоке описываемой территории; среди них есть коксующиеся, есть угли, используемые в химической промышленности для получения синтетического горючего и других химических продуктов. Из остальных нерудных полезных ископаемых, помимо строительных материалов, следует отметить горючие сланцы, различные соли, в том числе соду и мирабилит, которые приурочены к замкнутым озерам Внутренней Монголии, расположенным в подгорных равнинах по обе стороны Большого Хингана в его средней и южной частях, а также в Гоби.

В северо-восточном Китае можно выделить старые и новые отрасли промышленности. Старой отраслью промышленности следует считать каменноугольную (известно, что Китай раньше Европы стал пользоваться каменным углем в качестве топлива), хотя промышленная добыча его началась лишь со времени постройки Китайско-Восточной железной дороги. Крупнейшие угольные бассейны приурочены к южным провинциям, где выделяются Фушунские и Фусинские копи.

Помимо добычи угля в провинции Ляонин, уголь добывается и на севере - в провинции Хэйлунцзян и во Внутренней Монголии - в Барге, где известны Чжалайнорские копи, расположенные близ границы с Советским Союзом. В южных провинциях японские оккупанты, остро нуждаясь во время войны в нефтепродуктах, построили заводы по перегонке угля и получению жидкого топлива. Такие заводы возникли в Дальнем, в Фушуне и Сыпине. Кроме того, в Фушуне были пущены два сланцеперегонных завода (Глушаков, 1948).

Условия образования важнейших видов полезных ископаемых, их приуроченность к определенным геологическим горизонтам будут освещены ниже, в разделе «Основные черты устройства поверхности».

Развитие угольной промышленности обеспечивает общий подъем промышленности северо-восточного Китая. В 1950 г. в результате частичного восстановления разрушенных во время войны шахт на северо-востоке Китая добывалось 17 млн. т угля. В настоящее время добыча угля здесь уже превысила наивысший уровень, достигнутый в 1943 г. (в 1941-1943 гг. эта часть Китая давала свыше 25 млн. т из общей добычи в 65 млн. т). Только за один 1952 г. рост добычи угля повысился на 30% по сравнению с 1951 г. В 1953 г. было построено много новых шахт, оснащенных современным техническим оборудованием. К 1 июля 1953 г. было закончено строительство громадного угольного карьера в Фусине.

К старым отраслям промышленности относятся также предприятия пищевой и легкой промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственные продукты, получаемые здесь же на месте. Такова, например, маслобойная промышленность. Заводы, перерабатывающие соевые бобы, сотнями разбросаны по всей Маньчжурской равнине. Крупнейшими центрами маслобойной промышленности являются Дальний и Харбин. Из Дальнего значительная часть масла вывозилась по морским путям. Другая старая отрасль промышленности - мукомольная - во время японской оккупации испытывала большой кризис в связи с сокращением посевной площади. Основные предприятия мукомольной промышленности расположены в городах, лежащих по Южно-Маньчжурской железной дороге, вплоть до Дальнего, и по линии Цицикар - Харбин - Муданьцзян (Нинбэй), а также по р. Сунгари. Важнейшим центром мукомольной промышленности и оптового сбыта муки является Харбин.

Меньшее экономическое значение имеют спирто-водочная, сахарная и консервная отрасли пищевой промышленности. Табачная промышленность представлена крупными современными фабриками в Харбине, Мукдене, Инкоу, Дальнем и Чанчуне и рядом мелких предприятий. Хлопчатобумажная и шелкоткацкая отрасли известны в Маньчжурии давно. Центр текстильного производства - г. Аньдун.

В настоящее время ведущее место в промышленности северо-восточного Китая принадлежит черной металлургии. Первые металлургические заводы в Маньчжурии были построены во время первой мировой войны в Бэньси и Анынаие. Железные руды южных провинций бедны металлом, поэтому производственный цикл здесь усложнен обогатительными процессами.

В годы японской оккупации металлургия в Маньчжурии получила дальнейшее развитие в связи с военными планами Японии. Были расширены действующие металлургические предприятия и построен завод в Аньшане, который во время войны был совершенно разрушен. Теперь Аньшанский завод полностью восстановлен и расширен. На нем построено несколько цехов крупного проката. В 1954 г. вошла в строй доменная печь и два завода - трубопрокатный и крупного проката, оборудованные по последнему слову техники. Металлургическое предприятие в Аньшане - самое большое в Китайской Народной Республике.

В северо-восточном Китае, как уже говорилось, добываются также алюминии, магний, медь, цинк, редкие металлы.

К новым отраслям промышленности следует отнести и машиностроение, которое еще лет 20 назад почти целиком было связано с железнодорожным и водным транспортом, поэтому машиностроительные предприятия были расположены в крупных речных и морских портах и в узловых железнодорожных городских центрах (Дальний, Порт-Артур, Харбин, Инкоу, Аньдун).

Подготавливая войну против СССР и Китая, японское командование начало строить в Маньчжурии заводы, назначением которых было создание военно-промышленной базы. Планы Квантунского штаба в этом отношении были очень широки, они остались невыполненными, хотя кое-что японцам все же удалось построить. Возникли предприятия, выпускающие вооружение, самолеты и средства связи и др.

Машиностроительная промышленность северо-восточного Китая занимает очень важное место в стране, и ее удельный вес в общем промышленном производстве неуклонно растет. В период с 1949 по 1952 г. промышленное производство выросло более чем в три раза, а выпуск продукции машиностроительной промышленности больше чем в шесть раз. В 1952 г. на долю машиностроительных заводов приходилось 11,1% всей промышленной продукции, при этом выделялось тяжелое машиностроение, производящее оборудование для фабрик, заводов, шахт, рудников и транспорта. Главный город машиностроения - Мукден.

Во время японской оккупации получила развитие также и химическая промышленность. Появился завод синтетического каучука в Гирине и бумажно-целлюлозные фабрики, причем целлюлоза предназначалась главным образом для военных нужд (изготовление пороха). В настоящее время химические предприятия северо-восточного Китая производят разнообразную продукцию: кислоты, соду, синтетический каучук и жидкое топливо. Развита также бумажная, лесообрабатывающая и цементная промышленность. В северо-восточном Китае крупнейшими промышленными узлами, в которых сосредоточены машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности, являются Дальний, Аныиань, Мукден, Порт-Артур, Харбин, Муданьцзян, Гирин, Инкоу.

Следует иметь в виду, что промышленные предприятия северо-востока сильно пострадали в результате войны на Дальнем Востоке. Теперь же китайский народ под руководством Коммунистической партии Китая энергично реконструирует и расширяет старые и строит новые заводы и фабрики, при этом очень сложные, такие, как большой автомобильный завод, алюминиевые, авиационные, тракторные, станкостроительные, специальных сталей и другие предприятия.

В автономной области Внутренней Монголии промышленность развита пока слабо, но Китайское Народное правительство и местный правительственный комитет планируют ее дальнейшее развитие. Здесь организована добыча угля (в Барге) и различных солей, работает несколько электростанций, существуют железоплавильные предприятия и предприятия, обрабатывающие и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. За последние годы здесь создано более 50 различных фабрик и заводов, которые в основном перерабатывают продукцию животноводства.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Население северо-восточного КитаяСельское хозяйство северо-востока Китая »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии