Статьи  >>  Литература древнего Востока
От: MilanaK


Опубликовано: Октябрь 28, 2011

ХЕТТСКАЯ, УРАРТСКАЯ И ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Хетты, обитавшие в Малой Азии и создавшие во; II тыс. до н. э. могущественную рабовладельческую державу (XVII -XII вв. до н. э.), представляли конгломерат различных племен, говоривших на разных языках. Наряду с государственным языком (неситским), относящимся к индоевропейской группе, существовал так называемый протохеттский язык, резко отличающийся от первого, а также хурритский, лувийский и др. Хетты рано заимствовали ассиро-вавилонскую клинопись и познакомились с достижениями народов Месопотамии. Местное письмо (хеттские иероглифы) использовалось гораздо меньше и главным образом на периферии. В архиве хеттских царей, найденном в развалинах их столицы Хаттусас (современный Богазкеой), обнаружено большое количество документов, из которых многие имеют литературное значение. Хетты были хорошо знакомы с вавилонской поэзией, в частности, с эпосом о Гильгамеше. Однако наряду с заимствованиями у них наблюдается и самостоятельное литературное творчество. Особенно показательна хеттская поэма мифологического содержания, героем которой является бог весны Телепин. Поссорившись с другими богами, он удаляется в царство мертвых, но затем соглашается вернуться на землю. Вестником его возвращения оказывается перелетная птица - журавль. Другой миф повествует о борьбе бога бури Тешуба с драконом Илуянки.

Общераспространенные мифологические сюжеты разрабатывались хеттами вполне оригинально. Телепин во многом отличается от страждущих богов Вавилона и Египта. Он по собственной воле удаляется в загробный мир. В мифе отсутствует богиня - супруга (как Иштар или Исида). Роль вестника играет птица и т. д.

Оригинальным произведением хеттской литературы является царская автобиография. Автором ее считается Хаттушиль III. Вероятнее всего, она была составлена от его имени и по его указаниям неизвестным придворным писателем. Цель произведения сугубо практическая - оправдание незаконного захвата престола. Автор очень умело делает ссылки на волю богини Иштар и несправедливость соперника. Получается двойное обоснование: религиозное и этическое.

Сохранилось также (на хурритском языке) произведение некоего Киккули, описывающего езду на колесницах.

Хеттская литература известна нам - еще мало, но приведенные примеры свидетельствуют о ее значении. Безусловно, она сильно повлияла на древних греков. Такой яркий образ греческой мифологии, как коварная и жестокая женщина - сфинкс, восходит к хеттскому представлению о сфинксе (у египтян сфинкс является мужским образом). Многие другие элементы греческой литературной традиции прямо или косвенно ведут свое начало от хеттов. Хеттский Телепин превратился у греков в страждущего героя Телифа.

Особенно интересным примером переоформления мифологического сюжета является «Песнь об Улликуми». Возникла она у хурритов, была переработана хеттами и в свою очередь оказала влияние на греческий эпос. В хеттской песне говорится о низвергнутом боге старшего поколения (соответствующего греческим титанам), который собирается мстить новым богам. Он производит па свет чудовищного мстителя Улликуми, по прозвищу «каменный убийца», ибо матерью его является скала. После упорной борьбы новые боги побеждают отпрыска древних богов.

Сохранились также некоторые произведения хеттской лирики. В гимне в честь бога солнца провозглашается господство в мире гармонии и справедливости. Каждое существо получает все, что ему следует по праву, будь то человек или дикий зверь в горах, пес или свинья, или насекомое в поле. Праведник, пострадавший от злодея, может утешаться тем, что бог солнца прекрасно видит, кто прав, а кто творит зло. Таким образом, хеттская религия призывает к отказу от борьбы и фаталистическому самоуспокоению. Позднее аналогичные взгляды провозглашаются и получают дальнейшую разработку в Библии (в псалме № 104 и в книге Иова).

Об урартской литературе мы можем только догадываться. Пока что обнаружены только летописи и официальные надписи урартских царей, начертанные клинописными знаками. Они составлены довольно сухим языком и содержат мало поэтических образов. По отдельным намекам можно, однако, предполагать, что у урартов имелись мифы о боге войны Халде, о боге бури Тейшебе и др. По-видимому, им был известен вавилонский миф о Гильгамеше, одна из героинь которого - волшебница Сидури-Себиту - упомянута в урартских текстах.

Палестина и Сирия (включая финикийское побережье) были заселены в древности различными народами и племенами, сменявшими друг друга.

Наибольшее распространение здесь получили, однако, языки западно-семитической группы - еврейско-финикийский и арамейский.

До сих пор известно мало произведений финикийской литературы. Они сохранились лишь в греческом переложении - легенда о путешествиях Мелькарта, достигшего Атлантического океана, миф о страданиях и воскресении Адониса.

В недавнее время были обнаружены мифологические поэмы в северной Финикии (в Рас-Шамра - древний Угарит), написанные своеобразным клинописным алфавитом. Вновь открытые тексты доказали, что в разработке мифологических сюжетов финикияне проявили большую самостоятельность и не ограничивались простым копированием и незначительной переработкой заимствованных у египтян и вавилонян сюжетов.

Центральными фигурами поэм являются юный бог растительности Алийон, бог смерти Мот и богиня Анат, которая почиталась в дальнейшем у древних евреев в качестве супруги бога Ягве, пока в результате религиозных реформ VII -V вв. до н. э. культ, противоречащий новым монотеистическим представлениям, не был ликвидирован.

В Угарите Анат выступает как супруга умирающего и воскресающего бога Алийона. Мстя за его гибель, она разрывает на части свирепого убийцу Мота:

Серпом она его режет, на току она его молотит, в огне она его обжигает, на мельнице она его мелет, в поле она его разбрасывает, чтобы его плоть ели птицы.

В других мифологических текстах страждущим богом оказывается Ваал, который столь отрицательно представлен в Библии, что впоследствии стал в европейской литературе символом зла.

В поэмах из Рас-Шамры, напротив, Ваал - невинная жертва. По непонятной причине верховный бог Эл наслал на него погибель. Ничего не подозревающему юному богу готовится ловушка. Затеяв против него козни, Эл снаряжает в путь служанку лунного бога Ярха, давая ей таинственные наставления:

Возьми себе седло, женские носилки и пелены,

Отправляйся от дуба вглубь степей,

Спи, о дева, на голой земле,

Полюби степных богов,

Крутись и рожай пожирателей,

Склоняйся ниц и рожай терзающих,

Эл наречет им имена.

У них будут рога, как у быков,

И горбы, как у диких буйволов.

Коварный план приводится в исполнение. Порожденные в степи чудовища умерщвляют Ваала. Анат трогательно оплакивает его: как сердце коровы привязано к теленку, как сердце овцы привязано к ягненку, так сердце Анат привязано к Ваалу.

В угаритских поэмах мы находим много точек соприкосновения, а иногда и расхождения в трактовке того или иного образа, как мы видели на примере с Ваалом, с библейской мифологией и обычаями, что лишний раз опровергает богословские теории о единстве библейского миросозерцания и его противоположности «язычеству». Пророк Даниил оказывается двойником угаритского героя Данеля, знаменитый морской змей Левиафан весьма напоминает угаритского Лотана. Угаритские жрецы, как и в Библии, называются коганим. Жертвы в Угарите задолго до возникновения Библии еще в середине II тыс. до н. э. приносились по такой же системе, как позднее в Иерусалиме (например, искупительная жертва за грех).

В некоторых угаритских сюжетах мы находим любопытные бытовые моменты, перенесенные в мир богов. Например, богиня Никаль выдается замуж за бога луны. Брак описывается вполне откровенно как купля - продажа. Жених платит за невесту 1000 серебряных колец и 10 тыс. золотых вещей, не считая лазурита и недвижимого имущества. Родные невесты толпятся у весов, заботливо проверяя чаши и гири.

Наконец, следует упомянуть героические сюжеты, например былину о походе богатыря Керета в Эдом.

Таким образом, перед нами открывается новая страница древневосточной литературы, и финикияне занимают заслуженное место среди других древних народов, внесших свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« ВАВИЛОНСКО-АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРАДревнееврейская литература »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии