Статьи  >>  Литература древнего Востока
От: MilanaK


Опубликовано: Сентябрь 23, 2011

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ДВУРЕЧЬЯ)

ВВЕДЕНИЕ

В отличие от Египта, для которого характерно этническое единство населения, Месопотамия издавна была заселена народами различного происхождения, говорившими на разных языках. К началу III тыс., к моменту появления письменных документов, в стране обитали параллельно две основные этнические группы.

 В южной части страны господствовали шумеры, которые, возможно, в первобытные времена занимали большую территорию и лишь впоследствии были оттеснены в низовья Тигра и Евфрата. Язык этого народа по его лексическому составу стоит совершенно особняком.

Шумеры являются создателями клинописи, воспринятой многими азиатскими народами.

Северными соседями шумеров были аккадийцы (позднее называвшиеся вавилонянами) и родственные им ассирияне, а также хурриты.

Вавилоно-ассирийский (аккадский) язык относится к семитической группе. В силу ряда исторических обстоятельств он оказался наиболее жизнеспособным и вытеснил другие языки (шумерский на юге и хурритский на севере), хотя впитал при этом некоторые их лексические элементы.

Семитические народности находились под сильным влиянием более древней шумерской культуры. Они заимствовали у шумеров их письменность и вместе с тем целый ряд литературных сюжетов и научных открытий.

Став во II тыс. до н. э. мертвым, шумерский язык, однако, долго еще изучался образованными людьми.

Основным материалом для письма у всех народов Месопотамии служили глиняные таблетки, которые нередко тщательно обжигались. Некоторые тексты вырезались на камне. Иногда также использовались кожа, деревянные дощечки и металлические пластинки.

В I в. н. э. клинопись окончательно вышла из употребления. Только в XIX в., благодаря открытиям Гротефенда и Роулинсона был найден ключ к чтению загадочных письмен. В дальнейших исследованиях сыграли большую роль русские ученые, в первую очередь М. В. Никольский.

В изучение языков и культуры народов Двуречья большой вклад внесли советские ученые: В. В. Струве, В. К. Шилейко, А. П. Рифтин, И. М. Дьяконов, Л. А. Линии, В. К. Афанасьева и др.

Из современных зарубежных ассириологов особенно следует отметить Б. Мейснера, Ж. Контено и С. Крамера, открывшего ряд памятников шумерской поэзии.

Древнейшие рабовладельческие государства сложились в долине Тигра и Евфрата в III тыс. до н. э. Между ними происходила ожесточенная борьба за господство. Поочередно возвышаются шумерийский центр - Лагаш (XXV в. до н. э.), семитический город Аккад (XXIV -XXIII вв. до н. э.), затем опять усиливаются шумеры (III династия Ура в XXII -XXI вв. до н. э.). Позднее, после периода смут, сопровождающегося вторжением эламитов, большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона (в XVIII в. до н. э.). В Вавилонском царстве происходит окончательная семитизация шумеров. Главным памятником, характеризующим рабовладельческие отношения в Вавилонии, является Кодекс царя Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н. э.).

Позднее усиливается Ассирия, которая временами одерживает верх над Вавилоном, но в, тоже время, находится под мощным влиянием родственной вавилонской культуры.

После гибели Ассирии (в конце VII в. до н. э.) вновь возвышается Вавилон (Нововавилонское, или Халдейское царство), но уже в 539 г. до н. э. он попадает под власть Персии. С конца IV по конец II в. до н. э. в Месопотамии господствуют греко-македонские завоеватели, а со 129 г. до н. э. здесь прочно утвердились парфяне.

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Богатая народная словесность шумеров, вавилонян и ассириян, развившаяся на протяжении многих веков, в значительной мере безвозвратно погибла. Из песен, сказок, изречений сохранилось лишь то немногое, что было воспринято письменной литературой или отражено в изобразительном искусстве. Образованные писцы не могли обойтись без образов и сюжетов народной поэзии. Из этого источника они брали все, что казалось им подходящим. Нередко глухие воспоминания о прошлом, столь непохожем на настоящее, проникали в поздние произведения, поражая читателя своим анахронизмом. То, что исчезло в реальной жизни, считалось нормальным в мифе или в сказке. От времен каменного века, когда средства к жизни доставляли охота и собирательство, в народной памяти долго хранился образ смелого и сметливого охотника. Один из героев шумерского эпоса - Лугальбанда, покинутый своими спутниками в безлюдной степи, живет совершенно одиноко, охотясь на дичь и собирая дикорастущие плоды. Его главный подвиг заключается в убийстве дикого быка.

Другой эпический герой - знаменитый Гильгамеш, по просьбе богини Инанны убивает змея, обосновавшегося в корнях ивы, и прогоняет птиц, гнездящихся в ее ветвях. Только после этого богиня оказывается в состоянии срубить дерево. Тот же герой поражает небесного быка и, судя по изображениям, душит руками льва. Иногда боги изображаются с охотничьим оружием в руках (например, Нингирсу набрасывает на своих врагов сеть).

В позднейшей библейской традиции, восходящей в конечном итоге к шумерийскому прообразу, властителем прославленных городов Месопотамии оказывается «зверолов» Нимврод.

Другим отзвуком охотничьей стадии и свойственных ей тотемистических воззрений следует признать многочисленные рассказы о животных, наделенных человеческим разумом. Мудрая лиса, ставшая советницей богов, хищный орел, мстительная змея и другие представители животного мира играют большую роль в мифах и баснях древней Месопотамии. Когда произошел переход к классовому обществу и государству, появились сказки, в которых новые, общественные отношения были перенесены в мир зверей во главе с царем - львом. На печатях Джемдетнаорского периода (около 2800 г. до н. э.) лев изображен на троне, окруженном четвероногими поданными, приносящими ему дары и играющими на музыкальных инструментах.

Не всегда, однако, народная поэзия фиксировала изменения, происходящие в обществе. Обычаи далекого прошлого цепко сохранялись в памяти. Так, в реальной жизни матриархат сменился патриархатом, а в мифах по-прежнему богини как равноправные выступали в совете богов со своими предложениями. Иногда, впрочем, в фантастическом преломлении изображалась победа мужчины над женщиной. Подземным царством мертвых управляла когда - то богиня Эрешкигаль. Позднее в ее владения вторгся жестокий Нергал, схватил ее за волосы и хотел отрубить ей голову. Однако она взмолилась: «Не умерщвляй меня... будь моим супругом, я буду тебе женой. Я предоставлю тебе власть над обширной землею, и скрижаль судьбы поручу тебе».

Таким образом, в устной, а позднее письменной традиции, хотя и с опозданием, отражались социальные изменения. Безусловно, авторы шумерских памятников, используя народное творчество, производили строгий и пристрастный классовый отбор, и много ценных сюжетов бесследно пропало.

 

ещё:

ПАМЯТНИКИ ШУМЕРСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

ВАВИЛОНСКО-АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI в. до н. э.-III в. н. э.ПАМЯТНИКИ ШУМЕРСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии