Статьи  >>  Литература древнего Востока
От: MilanaK


Опубликовано: Август 5, 2011

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI в. до н. э.-III в. н. э.

В период, наступивший после падения Нового царства, страна неоднократно подвергается чужеземным вторжениям и лишь на короткое время восстанавливает свою самостоятельность. В IV в. до н. э. хозяевами положения становятся греко-македонские рабовладельцы, а в I в. до н. э. римляне. Однако литературное творчество на родном языке не прекращалось. Сюжеты брались почти исключительно из прошлого. Писатели, как и художники, невольно переосмысляли наследие старины, которое преломлялось у них через призму современности.

Наиболее яркими произведениями, дошедшими до нас в записях Птолемеевской эпохи (IV -I вв. до н. э.), являются сказания о Сатни - Хемуасе, реальном царевиче XIX династии, превратившемся в литературного героя. В конце концов, от настоящего царевича осталось только имя.

Традиционные мотивы в этих произведениях подверглись сильной переработке. В одном из сказаний автор, в противоположность древним сказкам о чародеях, упорно предостерегает от увлечения магией. Царевич, овладевший волшебной книгой, переживает страшные душевные потрясения. Он видит кошмарный сон. По требованию красавицы Табубы ему приходится зарезать собственных детей, и в момент, когда он получает за это обещанную награду, наступает трагикомичное пробуждение.

В другом сказании этот же царевич попадает в загробный мир и видит богача с шипом в глазу и бедняка в великолепных одеждах - прообраз евангельского Лазаря. Таким образом, религиозное учение изменило свои приемы, и откровенные представления о вечности и незыблемости богатства и власти на этом и на том свете уже оказываются устаревшими и неприемлемыми. Классовая подоплека религиозных верований тщательно маскируется. Морализующие тенденции проявляются также в многочисленных баснях: о ласточке, выпившей море, о льве и мыши, о кошке и коршуне, становящихся особенно популярными в эту эпоху.

В древнеегипетских произведениях разных эпох, как бы они ни отличались друг от друга, можно проследить многие религиозные, моральные и политические идеи, сохранившиеся на протяжении веков.

В первые века нашей эры древнеегипетская литература завершает свой путь и сменяется коптской, которая генетически связана с ней, но является в, тоже время, качественно отличной.

Феодализация Египта и торжество новой религиозной идеологии - христианства - привели к коренной ломке миросозерцания. Идеи аскетизма, равнодушия к семье, отрешения от земных благ появляются в коптской литературе и накладывают на нее совершенно новый отпечаток.

Однако древнеегипетская поэзия не исчезла бесследно. Через греков и римлян она оказала влияние на средневековую и даже новую европейскую литературу. Так, веселая история Рампсинита и ловкого вора была использована Г. Гейне, а раба, строящего пирамиду, прекрасно нарисовал в своем стихотворении В. Брюсов.

см.

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI -XI вв. до н. э.

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXI - XVIII вв. до н. э.

Литература Египта периода становления и развития рабовладельческих отношений

Литература древнего Египта

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI -XI вв. до н. э.ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ДВУРЕЧЬЯ) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии