Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Март 28, 2011

Шудрака

   В длинной и многообразной истории древнеиндийской драматургии особое место занимает драма Шудраки «Глиняная повозка» (середина I тыс. н. э.). Эта драма из всех известных нам драматических произведений древней Индии наиболее близка к действительности. При этом в «Глиняной повозке» дана яркая картина древнеиндийского общества. Шудрака выходит далеко за рамки изображения придворной жизни, и здесь наряду с аристократией изображены купцы, шудры, гетеры, чандалы и т. д.

Существует довольно прочная традиция считать Шудраку царем - поэтом, и, более того, по происхождению брахманом, но естественно поставить вопрос, почему автор «Глиняной повозки» назвался Шудракой, почему его имя недвусмысленно указывает на четвертую и самую низшую варну древнеиндийского общества. Ответ на этот вопрос может дать только содержание «Глиняной повозки», произведения весьма социально острого. Возможно, что во избежание преследований автор скрыл свое имя и заменил его псевдонимом.

В сюжетном отношении «Глиняная повозка» представляется переработкой неоконченной драмы Бхасы «Чарудатта в бедности». Возможно также, что существовали и другие, более ранние произведения, которые послужили источником и для Бхасы, и для Шудраки. Здесь мы отмечаем обычный прием древней литературы - повторяемость сюжетов, переход их из произведения в произведение. В этом смысле «Глиняная повозка» не оригинальна.

Однако она имеет ряд особенностей, которые обнаруживаются при сопоставлении ее с другими драматическими произведениями и с правилами теории драмы древней Индии. Само название «Глиняная повозка» является отступлением от известных названий драматических произведений, которые обычно включали имя главного героя или героини. «Глиняная повозка» получила свое название от сцены шестого действия («Ошибка с повозкой»), в которой речь идет об игрушечной повозке сына главного героя Чарудатты.

Шестое действие «Глиняной повозки»символично. Здесь героиня драмы - гетера Васантасеиа наблюдает сцену, как сын Чарудатты Рохасена просит у няньки вместо глиняной повозки золотую. Васантасеиа складывает свои золотые украшения в глиняную повозку. Далее Васантасеиа, выйдя из дома Чарудатты, по ошибке садится в повозку царского шурина Самстханаки.

В драме «Глиняная повозка» можно говорить о двух переплетающихся между собой сюжетных линиях. Первая проведена с большим художественным мастерством и силой эмоционального воздействия, преодолевающая все препятствия, любовь гетеры Васантасены и обедневшего брахмана - купца Чарудатты. Вторая сюжетная линия, нужная Шудраке для того, чтобы ярче и полнее показать любовь Чарудатты и гетеры, представляет собой борьбу царей за престол. Здесь мы сталкиваемся с запретной для древнеиндийской драматургии темой политического переворота и лишения власти.

Но при намеченных двух сюжетных линиях драма остается единой, так как вторая сюжетная линия входит в первую и определяет дидактическую задачу пьесы - порок наказан, добродетель торжествует. Здесь неизбежно возникает вопрос, что такое добродетель в понимании Шудраки, приведшего после всех перипетий любящих друг друга Чарудатту и Васантасену к соединению. Добродетель в толковании автора «Глиняной повозки» это - подлинное чувство. Лейтмотивом драмы является отношение Шудраки к человеку «высоких чувств».

Во многом необычны и герои драмы. В центре «Глиняной повозки» образ Чарудатты - «защитника добрых людей», брошенного прежними друзьями, разорившегося из - за своей щедрости. С горечью говорит Чарудатта: «недавние друзья, прикрыв одеждой липа, уходят далеко, чтобы навеки скрыться». Не оставил его в беде лишь верный друг - глуповатый брахман Майтрея. Майтрея своего рода разновидность шута, он - паперсник - видушака. Видушака был привычной фигурой народных представлений, стал он традиционным персонажем и классической драмы древней Индии. В образе видушаки соединились, по - видимому, два персонажа народного театра. Один это - глупый и жадный брахман, а другой - остроумный и ловкий простолюдин, близкий герою «Панчатантры».

Большую роль в драме играют люди из народа. Среди них обращают на себя внимание образы палачей - чандалов, которые,

несмотря на свою профессию, по моральным качествам выше аристократов.

Шудрака в своей драме выводит человека из сословных рамок и рассматривает его как такового. Для Шудраки важно в первую очередь, каков человек по своим личным человеческим качествам. Один из палачей говорит сыну Чарудатты:

Мальчик!

Ты злодеями нас не считан, Хоть чандалы мы по рождению; Мальчик, знай, что злодей - это тот, Кто хороших людей притесняет!

(Перевод В. С. Воробьева - Десятоеского)

«Глиняная повозка»произведение народное. Народность драмы отчасти в приземленности персонажей, среди которых есть не только люди из народа, но даже раб, который в развитии действия играет далеко не последнюю роль.

Примечательно в «Глиняной повозке» отношение ее автора к действующим лицам. Оно отличается явной симпатией к простым людям. Шудрака изображает их благородными и великодушными. II совсем иное отношение у автора «Глиняной повозки» к представителю знати - царскому шурину.

Симпатии автора отданы отнюдь не аристократии. Раб признан человеком. Причем раб Стхаварака в моральном противоборстве с царским шурином - Самстханакой оказывается выше свободного, выше своего господина.

Характерно последнее действие драмы, в котором жестокий, лживый и трусливый Самстханака обнаруживает всю свою низость. Шудрака противопоставляет подлому клеветнику его благородного и самоотверженного слугу, который во имя спасения Чарудатты от казни отважился всенародно разоблачить преступления, совершенные его господином. Хотя показания раба не имеют законной силы, но горожане, собравшиеся к месту казни, и палачи видят искренность его слов и жалеют невинно осужденного Чарудатту; царский шурин ни в ком не находит сочувствия. Только получивший свободу после свержения с престола злого царя великодушный Чарудатта прощает своего обидчика Самстханаку.

В драме Шудраки много отступлений от традиционных норм древнеиндийской драматургии, однако в пей, как и в других драмах, действие завершается счастливым концом. Чарудатта восстановлен во всех правах, он вновь обрел свою возлюбленную, а она получила от вступившего на престол царя звание «царской супруги».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« БхасаДРАМЫ КАЛИДАСЫ »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии