Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Март 24, 2011

ДРАМАТУРГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

   Классическая индийская драма - драма Калидасы и его предшественников Ашвагхоши, Бхасы, Саумилы, Кавипутры и других более поздних драматургов свидетельствует о расцвете этого рода литературы в древней Индии. Из дошедших до нас произведений наиболее древними являются три драматических произведения буддийского толка, фрагменты которых были найдены в начале XX в. за пределами Индии - в Турфане. Одна из трех драм написана крупным поэтом древней Индии - Ашвагхошей, который был современником и, возможно, наставником царя Канишки (I в. н. э.) из династии Кушанов. Ашвагхоше принадлежит несколько произведений, воспевающих буддийское учение, среди которых поэма «Жизнь Будды». Драма Ашвагхоши приближается по своему типу к более поздним драматическим произведениям. Можно сказать, что в самом начале I тыс. до н. э. драматическое искусство было в Индии весьма развитым. По - видимому, наиболее древние произведения индийских драматургов до нас не дошли.

 Драматургия древней Индии

Ко II - - IV вв. н. э. относится трактат о театральном искусстве Бхараты - «Наставление в театральном искусстве». Автор трактата опирался, видимо, па более ранние труды, написанные па эту же тему, ибо такое произведение могло быть создано лишь в эпоху развитого драматического искусства.

В настоящее время исследователи сходятся на том, что так называемая классическая драма окончательно сложилась в первые века нашей эры.

Для того чтобы правильно оценить классическую индийскую драму, и в частности мастерство Калидасы, надо проследить становление и развитие индийского театрального искусства.

Когда в Европе в конце XVIII - начале XIX в. познакомились с древнеиндийской драматургией, то пораженные ее мастерством отнесли достоинства индийской драмы за счет греческого влияния. В настоящее время общепризнанно, что индийское драматическое искусство оригинально но своему происхождению и что развивалось оно самостоятельно. Где же искать истоки индийской драмы?

Индийское предание, окрашенное религией, рассказывает, что драма возникла по просьбе богов как результат творческого созерцания верховного бога Брахмы. Эта мысль лежит в основе трудов древних и средневековых индийских ученых по теории поэзии и драмы. Конечно, это объяснение не имеет ничего общего с действительностью. Однако, если вдуматься в пего, оно содержит наметки правильного решения вопроса о происхождении индийской драмы. Что можно усмотреть в индийском предании? То, что происхождение драмы относится к глубокой древности и связано с отправлением культа. Несомненно, развитие древнеиндийской драмы - весьма длительный и сложный процесс. Индийская драма развивалась из трудовых и культовых танцев и сопровождавших их песен и рассказов. Гимны, обращенные к богам, произносились нараспев, и пение их сопровождалось различными жестами и телодвижениями. Так рождались культовая песня и танец. Танцы составляли неотъемлемую часть всех драматических представлений древней Индии. Различались три рода танца: простой, танец с жестами, но без слов, и танец с жестами и словами. Один и тот же глагол в классическом санскрите означает «танцевать с жестами и словами» или просто «исполнять роль». Песня и танец в свою очередь явились определенным отражением трудовых навыков человека. Драматическое искусство развивалось из народных обрядовых игр и пантомим. В «Ригведе» и позднее в Брахманах, Упанишадах и пуранах имеется диалог. В диалогах «Ригведы» (например, разговоре брата п сестры Ямы и Ями, диалоге небесной нимфы Урваши и царя Пурураваса) можно усмотреть начальную ступень будущего развития драмы.

Празднества в честь богов и большие жертвоприношения сопровождались своего рода представлениями, материалом для которых служили мифы и легенды. Подтверждение сказанному можно найти в этнографическом материале. Постепенно религиозный характер таких представлений сменяется светским. Наряду с персонажами - богами в них начинают действовать люди. II само представление теряет непосредственную связь с культом. Происходит отделение зрелища от обряда. Постепенно утилитарная функция действа исчезает и на смену ей приходит эстетическое восприятие, что является показателем рождения нового явления - театра. Несомненно, что жрецы - брахманы стремились сохранить «священный» характер представлений. Однако им это не всегда удавалось. Не последнее место даже в Ведах занимает комический и сатирический элемент. Насмешкой не только над брахманами, по и над самими богами звучат отдельные стихи «Ригведы». Комические элементы в древнейших памятниках литературы являются одним из доказательств той мысли, что истоки индийского театра надо искать в народном искусстве.

Упоминание о драме есть уже в «Рамаяне» и «Махабхарате». О некоторых драматических формах говорит и автор грамматики санскритского языка знаменитый филолог Панини. В джатаках встречаются упоминания об актерах. Вот одно из них:

...недалеко от Бенареса, в деревне на берегу реки, жил некий актер по имени Патала. Однажды он с женой отправился в Бенарес, плясал, пел, получал (за это) деньги, по окончании праздника забрал много питья и еды и пошел в свою деревню. (Перевод С. Ф. Ольденбурга)

Таким образом, на развитие древнеиндийской драмы оказали влияние, а частично вошли в нее, народные и ритуальные танцы и песни, культовые обряды, инсценировки эпических сказаний.

Следует также иметь в виду, что наряду с классическим театром существовал в древней Индии народный театр, вернее, существовали народные представления. Правда, мы имеем о них весьма скудные и отрывочные сведения. Так, в «Махабхарате» не раз упоминаются игрища. В трудах теоретиков драматического искусства древней Индии говорится не только о драме, в которой главными персонажами были цари, боги и герои, но и о драме, в которой в качестве действующих лиц выступали люди из различных слоев общества. Упоминания об актерах народного театра встречаются, например, в трактате о политике«Артхашастре»: «Актеры, танцоры, певцы, музыканты, сказители, лицедеи не должны мешать работе».

Конечно, здесь речь идет не об актерах придворного театра, которые услаждали зрение и слух покровителей искусств - знатных меценатов.

Во второй половине I тыс. до н. э. были в Индии актерские труппы, которые ходили по стране, представляя различные сцены.

Каноническая литература, редактируемая брахманами, старалась, по - видимому, принизить народное театральное искусство. Одно из преданий гласит, что актеры, изображавшие в смешном виде святых риши, были прокляты последними и «сделались равными презренным шудрам». Если не учитывать достижения па - родного театрального искусства, то нельзя найти настоящего объяснения появлению индийской классической драмы. Однако при изучении классической драмы нельзя забывать о ее придворном назначении. Драматургия древней Индии отражает требования аристократического, утонченного искусства, далекого от повседневности. Одной из форм древнеиндийской драмы была пантомима, сопровождаемая рассказом специального сказителя, который произносил нараспев текст исполняемого произведения, в дальнейшем текст стали произносить актеры.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« АмаруБхаса »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии