Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Март 16, 2011

Бхартрихари Лмару

   Бхартрихари один из наиболее выдающихся лириков. В записках китайского путешественника И Цзипа, побывавшего в Индии в 671 - 690 годах, упоминается о философе и грамматисте Бхартрихари, умершем за сорок лет до этого. Бхартрихари - автор коротких лирических стихотворений, объединенных в три сборника (шатаки): «Сто стихов о мудрости житейской», «Сто стихов о страсти любовной» и «Сто стихов об отрешении от мира».

Шатака сложилась как самостоятельный жанр лирики на санскрите и пракритах; ей присуще внутреннее единство, определяющееся либо идейной задачей, либо темой.

У Бхартрихари мы сталкиваемся с широкой картиной общества, раздираемого острыми противоречиями, с человеческой личностью, находящейся в трагическом конфликте с этим обществом. Насколько можно судить, именно это обусловило на протяжении тринадцати столетий исключительную его популярность - ни один из поэтов древней Индии не представлен таким громадным количеством рукописей, древнейшая из которых относится к XII в. Кроме этого, включение его стихов в антологии, создававшиеся в XI - XIII вв., также говорит о его общеиндийской известности.

Вряд ли возможно восстановить сегодня первоначальный облик «Трех шатак». Текст, который ныне считается каноническим, разделен на три самостоятельные части и имеет также и внутреннее тематическое членение.

«Сто стихов о мудрости житейской» открывается циклом, называемым согласно традиционному членению стихами «О глупцах». Но идет ли здесь речь о настоящих глупцах, недалеких людях, людях неразвитого ума?

Уже во втором стихе поэт указывает на тех, кого он имеет в виду:

Завистливы те, кто науке хозяева, Чванливы держащие власти кормило, В невежестве тонут бессчетные массы. Нигде не находит достойной оценки Ученый, все знания в себе погребя.

И несколько далее он называет их прямо:

Достойны осуждения цари, в чьих Царствах поэты живут, как нищие, хотя и обладают знаниями, которые Достойно передать ученикам; слово этих Поэтов украшено согласно шастрам, Голоса их прекрасны. Хотя и нет У поэтов богатства, но они равны Властителям. Если низко оценен алмаз, То не его в этом вина, а оценщика.

Речь здесь идет о конфликте ученого или поэта с царем, от которого самым непосредственным образом зависит его судьба. Но этот личный конфликт есть отражение конфликта социального. Рисуя свой гуманистический идеал, Бхартрихари создает образ человека, заботливого к близким, доброго к слугам, способного противостоять подлецам, встретить врага лицом к лицу, быть снисходительным к старикам, дружить только с честными людьми. Вместе с тем он указывает как на основную причину несчастий своего героя на следующее обстоятельство:

Тот, кто богат,и мудр, и благороден, И добродетелен, и в шастрах изощрен, Оратор превосходный, и мудрец, И красотою несравненной наделен, Тот, кто богат.

Таким образом, не добродетели и не ум, не красота и не мудрость, а богатство определяют в реальном мире его эпохи достоинство человека, взаимоотношения людей между собой. И в этом - основа трагического конфликта поэта с обществом.

Каков же выход из этого конфликта? Поэт возлагает свои надежды на любовь. Ей, этому высокому чувству, посвящает он

«Сто стихов о страсти любовной». Бхартрихари воспевает возлюбленную. С громадным искренним чувством он пишет:

Ни полная луна,

Пи звезды,

Ни жемчуга,

Ни свет свечи

Не светят нам так ярко,

Как женщина в ночи!

Он отдает дань восхищения женщине, но его терзают сомнения. Страдания и разочарования, которые сулит любовь, страшат его. II чувствуя себя бессильным преодолеть эти сомнения, будучи не з состоянии стать над ними, поэт отвергает мир. Своей кульминации трагизм конфликта гуманистической личности с враждебным ей обществом достигает в «Ста стихах об отрешении от мира».

Первые же стихи вводят нас в мир угнетения, унижения, бесчестия, голода и нужды.

Терпеливый к брани хозяев, кое - как Сносил ее в надежде угодить им, Подавляя в себе рыдания, Хохотал я, пустой душой, Перед ним, ум убившим, Столбом из денег,

Складывал руки .почтительно. О, голод! О, безнадежный голод! Зачем ты снова заставляешь Меня плясать?

Он не раз осуждает царей не только потому, что те расхищают достаток подданных, обездоливают их по своему произволу, но еще и потому, что, не считаясь с народами, с правами людей, ввергают свои страны в междоусобные войны ради своих собственных корыстных целей.

Земля, земля! С материками

И океанами - что ты?

Ничтожный атом в мирозданье!

И даже этот атом множестзо царьков

Стремится разорвать на части

И войны страшные ведут!

Но что ж они способны людям дать?

Проклятие царям!

Проклятие и тем,

Кто за подачку

Им во след готов бежать

Поэт весьма критичен в отношении традиционно брахманских концепций, в том числе поисков выхода из мирских страданий, через предписания канона.

Нет, не вижу я вовсе блага

В том, что жертвы приносим обильно,

Усердно богам мы молимся,

Чтоб выгадать что - то земное.

Только помыслю я о наградах

За добродетели в прошлых рожденьях,

Ужас меня подавляет и страх.

Есть ли в них польза? Новое горе,

Много страданий с собою несут.

Отсюда следует, что поэт отрицает брахманский путь избавления, высказывает глубокие сомнения, порожденные его собственным конкретным жизненным опытом. Но где же, на каких путях лежит это освобождение? Он ставит перед собой - да и только ли перед собой?вопрос:

Зачем читать нам веды

И твердить усердно шастры,

Блюсти обряды, жертвы приносить?

Всего - то нам они дадут

Шалашик в кущах райских!

Что ж толку торговаться

С небом из - за него, подобно торгашу?

Единственно тогда мы обретем покой,

Палящий горе, как пожар деревья,

Когда уйдем в души своей пределы.

Вот что означает для поэта «отрешение от мира». Поэтому, подводя итог своим рассуждениям, а может быть и самой жизни, поэт заключает этот цикл стихами:

О, мать Земля! О, брат мой ветер!

Вода! Огонь! Родное небо!

Прощаюсь с вами я!

Примите мой поклон прощальный.

Богатым знанием меня вы одарили

О, первозданные начала мирозданья!

Невежества, отбрасывая тьму,

Что держит нас в круговороте жизни,

Сливаюсь нераздельно со Вселенной!

Итак, кто же был этот поэт, переживавший такой мучительный разлад с действительностью? Основу для решения этого вопроса дают сведения, дошедшие до нас от XII в., согласно которым отец поэта был брахманом, а мать шудряикой. Бхартрихари как ребенку от смешанного брака было запрещено получать образование. Тем не менее отец учил его вместе с другими своими сыновьями, но приобретенные им знания не могли дать ему ни соответствующего положения в обществе, ни материального достатка. Это могло стать основой тяжелого личного конфликта, отражавшего конфликт социальный. Стихи Бхартрихари сдержанны, насыщенны социальным и эмоциональным содержанием. В этом плане творчество Бхартрихари, стиль его поэзии резко отличаются от помпезного, изощренного стиля некоторых его современников или ближайших предшественников, восхвалявших монархов. В своем поэтическом мастерстве Бхартрихари продолжал ту линию осмысления жизни, которая была начата в древнеиндийской поэзии Калидасой.

Поэт очень ценил знание и пел ему гимн:

Знание - краса величайшая в людях, Радость дает оно людям и счастье, и славу. ...Выше богатства оно, сильней всех богов. Тот же, кто знаний лишен, Как зверье, прозябает.

Само по себе такое отношение к пауке, к ученым свидетельствует о том, что автор не только глубоко ценил знания, но и сам был причастен к науке, что наука для него была жизненно важна. Это позволяет думать, что философ и грамматист Бхартрихари, о котором говорит китайский паломник И Цзыпзин, и Бхартрихари поэт - одно лицо.

см. также:

Другие произведения Калидасы, эпические поэмы Индии других поэтов

«Род Рагху». «Рождение Кумары»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ КАЛИДАСА







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Другие произведения Калидасы, эпические поэмы Индии других поэтовАмару »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии